Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как научить ребенка воспринимать текст и понимать прочитанное

Современные дети читают мало, сам навык чтения и понимания прочитанного бывает далеки от нормы, словарный запас недостаточен для освоения усложняющихся с каждым днем текстов. Возьмите на вооружение несколько приемов, которые облегчат ребёнку и восприятие текста, и его понимание, и последующее воспроизведение учебного материала.

Есть дети, которые в принципе с трудом воспринимают текст в напечатанном виде. Намного лучше они улавливают и запоминают информацию на слух. Положите перед ребёнком учебник и читайте текст сами, периодически обозначая, на каком вы сейчас месте. Или же воспользуйтесь сервисом "Учебник вслух", где все учебники уже озвучены. Останавливайтесь после каждого абзаца и просите резюмировать прочитанное. Детям, которым в свое время включали фоном аудиосказки, пока они играли и занимались своими делами, этот вариант помогает.

Еще один вариант - самостоятельное чтение вслух. Наш мозг намного лучше воспринимает информацию, которая чем-то нас цепляет. Для нелюбопытного ребенка материал параграфа скучен. Однако, если начать читать его театрально, ярко интонируя, это значительно повлияет на восприимчивость к прочитанному. Например, речь идет о движении воздушных масс. Почему бы не прочитать о них в духе фильма ужасов, с завываниями, полушёпотом, с интригой в голосе? Можно хулиганить с текстом, как захочется: читать его голосом любимого героя, беззубой старушки и т.п. Важно одно: это привлечет внимание и к самому тексту, и к его содержанию.

Многим детям изображение чего-то руками, мимика, жесты значительно помогают вспоминать и воспроизводить информацию. Такие важные для понимания прочитанного слова, как "слева направо", "большой", "узкий" и т.п., удобно подкреплять именно участием тела.

Некоторые дети, наоборот, лучше воспринимают зрительную информацию. Однако сам текст часто оказывается для них "слепым". Буквы и строки сливаются в один безликий прямоугольник. Не поленитесь купить учебник, в котором ребёнок сможет что-то подчёркивать, обводить, дорисовывать, не боясь, что его будут ругать за порчу школьного имущества. Покажите, как пользоваться текстовыделителями, предложите рисовать на полях маленькие рисунки-иллюстрации, и в принципе как-то делать текст более живым и "глазастым". Даже сам факт, что что-то изображается рядом с текстом, фиксирует внимание на информации.

Если у ребенка сильно пространственное восприятие, ему будет проще относиться к тексту как к чему-то целому, состоящему из кирпичиков-абзацев, каждый из которых имеет своё содержание и расположение: вот об этом говорилось слева сверху, а после большой иллюстрации речь шла об этом.

Порой понятийный аппарат у ребёнка бывает развит недостаточно, и в этом случае лучше один раз увидеть, например, как планеты движутся вокруг Солнца, чем несколько раз прочитать об этом. Не бойтесь использовать короткие видео, познавательные ролики, экранизации литературных произведений, чтобы поддержать и закрепить прочитанное.

Экспериментируйте, пробуйте, что именно подойдёт вашему школьнику. А после просите рассказать своими словами, что он запомнил. Причем так, словно вам пять лет и вы понятия не имеете об этой теме. Только то, что выражено в словах (по сути, пересказано), и является по-настоящему понятым.

Поначалу ребёнок сможет передать 10-20% прочитанного. Но это будет понятая, пропущенная через себя, информация. Подобные разнообразные приемы работы с текстом разовьют главное: внимание к словам. Станет проще выхватывать из текста термины, из абзаца - самую суть. Постепенно процент воспроизводимой информации будет расти.

Спасибо за прочтение🙏

Всем добра, берегите себя и своих близких, ваш психолог Елена Егупова❤️

Автор: Елена Егупова
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru