История создания самого тяжелого и мощного танка Советского Союза началась еще во второй половине сорок четвертого года. Именно тогда Котин со своим коллективом предложил на основе полученного опыта боевого применения тяжелых машин спроектировать новый танк. Он стал бы венцом линейки серии Иосиф Сталин. В нем должны были быть сконцентрированы наиболее прогрессивные решения и наработки как отечественных, так и иностранных конструкторов.
Однако это предложение у начальства особого энтузиазма не вызвало. Нарком Малышев идею не поддержал. Скорее всего, он исходил из практических соображений, с существующими задачами вполне справлялась существующая техника. К тому же на подходе был ИС-3, который при всем своем креативе и существенном улучшении боевых качеств все же сохранял преемственность с серийными машинами.
Но Котин известен своей настойчивостью. Ничего не добившись в родном наркомате танковой промышленности, он обратился к Берии, возглавлявшему НКВД. Тот заинтересовался. Интерес появился и у военных, им захотелось иметь танк, неуязвимый для 128-мм пушки PaK 44 самой мощной немецкой самоходки «Jagdtiger» на дистанциях более километра. Кстати, эта пушка и после войны долгое время служила эталоном бронепробиваемости не только для советских, но и для западных конструкторов бронетехники.
Немаловажно и то, что только что вернувшееся в Ленинград из эвакуации КБ было не особо загружено текучкой по модернизации и отработке технологии серийных образцов, оборудование поехало только в сорок восьмом. Так что проектирование шло быстро. Уже в сентябре сорок пятого был готов и утвержден полный комплект рабочей документации.
В проекте был реализован ряд решений, принципиально новых в советском танкостроении. В этой статье расскажу о наиболее важных из них.
№6 Всех конструкторов разбили на группы
Ведущим конструктором проекта стал Николай Федорович Шамшурин. Он принимал участие в создании ряда советских тяжелых танков, от СМК до ИС-2, который, по сути, полностью его творение. Он применил новый подход к проектированию.
Весь коллектив, принявший участие в разработке был разбит на рабочие конструкторские группы с узкой специализацией. Это позволило не только значительно сократить сроки работ, но и внести в конструкцию ряд оригинальных и новых решений. Действительно, концентрация конструкторских усилий на определенном узле исключала вероятность поверхностного изучения вопроса и стимулировала новаторство.
№5 Практически непробиваемая броня
Схема бронирования весьма похожа на ИС-3. Ярко выраженный «щучий нос», обтекаемая приплюснутая башня и наклонные под большим углом борта. Но вот толщина броневых листов была значительно больше. Носовая часть сварена из плит толщиной 150 мм, расположенных под углом 65 градусов. Маска орудия достигла рекордных 350 мм. С боков танк был защищен не хуже. Борта башни те же 150 мм, как и верхний лист борта корпуса. А вот нижний хотя и тоньше, но для большей прочности изогнут с обратным уклоном и не сварной, а гнутый.
Благодаря этому корпус танка в сечении получил уникальную форму. Лобовая броня выдерживала прямое попадание любого танкового орудия (кстати, сам себя он тоже в лоб не брал), бронебойных снарядов противотанковых пушек калибром до 128 мм и тяжелого фаустпатрона.
№4 Первая пушка с механизмом заряжания: 8 выстрелов в минуту!
Танк вооружили мощнейшей 130 мм танковой пушкой С-70 с диной ствола 57,4 калибра (почти 7,5 метров). Она выплевывала 33-х килограммовый бронебойный снаряд со скоростью 1030 м/с и пробивала с километра 280 мм броню. Подкалиберный летел со скоростью почти в два раза больше и справлялся с 350-ю мм. Пушка была оснащена системой управления огнем, которая автоматически наводила пушку в соответствии с прицелом и производила выстрел.
Но главной изюминкой орудия стала механизация боеукладки. Она стала первой отечественной пушкой с механизмом заряжания. Благодаря этому темп стрельбы повысился до недоступных ранее для пушек с раздельным заряжанием 8-ми выстрелов в минуту.
Учли и немецкий опыт, установили ночной инфракрасный прицел. Еще один прибор ночного видения, попроще, был у механика водителя, он позволял различать рельеф местности в пределах 50-ти метров.
Вспомогательным вооружением были восемь пулеметов. Три из них (14,5-мм КПВТ и два 7,62-мм РП-46) были спарены с пушкой, еще один зенитный КПВТ на крыше башни. Остальные РП-46 устанавливались в бронированных кожухах. Два на надгусеничных полках смотрели вперед, два на корме башни назад. Все пулеметы (за исключением спаренных с пушкой) имели дистанционное управление. Курсовыми управлял механик-водитель, башенными заряжающие.
№3 Три новинки в ходовой части.
Тут тоже не обошлось без оригинальных новинок. Танк впервые получил пучковые торсионы. То есть вместо одного длинного и толстого стержня пакет из семи более коротких и тонких. Это позволило выиграть внутренний объем, танк стал ниже, да и плавность хода повысилась.
Изменения затронули катки, они стали большего диаметра и уже не требовали поддерживающих роликов, гусеница ложилась прямо на них. На балансирах появились гидравлические амортизаторы.
Впервые на советском танке была применена гусеница с резинометаллическим шарниром. Это не только повысило ее ресурс и снизило шум при движении, но и позволило использовать литые траки, более технологичные и дешевые, чем штампованные.
№2 Первый отечественный танк с мягкими топливными баками
Стоит выделить и еще одну интересную особенность. ИС-7 был первым отечественным танком с мягкими топливными баками.
В корпусе с большим углом наклона броневых листов остается много ниш, в которых невозможно разместить никакое оборудование. Вместе с тем, они занимают довольно большой объем забронированного пространства. Целесообразно было бы отдать его под топливные баки, но они получаются весьма сложной формы с большим количеством сварных швов и сложностями при установке.
Баки из резинотканевых материалов и изготовить и поставить на место гораздо проще. Упрощается и их обслуживание. Благодаря этому решению эффективность использования внутреннего объема значительно выросла, а общий запас топлива вырос с 750 литров (у ИС-3) до 1300 (у ИС-7). Поэтому запас хода, несмотря на вдвое более мощный двигатель (и соответственно расход) остался на том же уровне, 300 километров.
№1 А если сравнить с "Королевским тигром"?
На танк массой под семьдесят тонн был нужен мощный двигатель. Первоначально рассматривались дизель КЧ-30 мощностью в 1200 л.с. или спарка В-12 по 600. Работать они должны были в паре с механической или электромеханической трансмиссией. Однако не удалось довести до ума ни КЧ-30, ни спарку.
В итоге остановились на адаптированном для танка морском дизеле М-50Т. Его мощность была поменьше желаемой, всего 1050 л.с., но и с ним удельная мощность оказалась впечатляющей, на уровне средних танков- 15,45 л.с/тн (на 1,4 л.с/тн меньше, чем у Т-34-85 и на столько же больше, чем у «Шермана»). Он разгонял 68-ми тонную машину до 60 км/ч, то есть обгонял он их обоих. Что же касается тяжелого ИС-3, то ИС-7 в полтора раза превосходил его как по скорости, так и по удельной мощности. Так что неуклюжим и неповоротливым сараем он не был.
Трансмиссия включала восьмиступенчатую планетарную КПП и механизмы поворота. Все переключалось с помощью гидроприводов, так что управление было очень легким и точным.
Для любителей сравнительных характеристик привожу насколько данных ИС-7 в сопоставлении с равным ему по массе (те же самые 68 тонн) немецким T-VIB или «Королевским тигром».
- ИС-7 с пушкой незначительно короче T-VIB (10 против 10,29 метров), но на 30 см уже (3755 против 2480 мм) и на целых 60 ниже (3090 против 2480 мм).
- По лобовой броне корпуса они примерно равны, 150/100 мм, но толщина лобовой брони башни и бортов у ИС-2 в два раза больше.
- Бронепробиваемость 130 мм пушки С-70 одинакова с 8,8 см KwK 43 L/71, но сам снаряд в три раза тяжелее. Правда, у «Королевского тигра» в три раза больший боекомплект при приблизительно равной скорострельности.
- Подвижность остается за ИС-7, в полтора раза выше как удельная мощность, так и скорость. Удельное давление на грунт и геометрическая проходимость сопоставимы.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Тем не менее, этот удачный танк выпущен всего в шести экземплярах и в серию не пошел. Основной причиной считается его избыточная масса, было принято решение, что тяжелый танк не должен весить более 50-ти тонн.
Объясняют обычно довольно просто: не все мосты его держали. Утверждение довольно спорное, подавляющее большинство мостов как в Советском Союзе, так и в Европе рассчитаны на нагрузку в 20 тонн, так что 50-ти тонная машина не имеет никаких преимуществ, все равно превышение в два с половиной раза, провалится с тем же успехом.
Скорее всего сыграли свою роль экономические соображения. Если ИС-3 стоил порядка 300 тысяч рублей, ИС-4 уже 700, то ИС-7 около трех миллионов.
Кроме того, ИС-7 из-за насыщенности новыми технологиями советская промышленность просто не потянула бы. Потребовались бы серьезное увеличение финансирования танкопрома и огромные вложения, что после войны было нереально. Одна подготовка производства влетела бы в копеечку: в цехах пришлось бы заменять все мостовые краны, не исключено, что с перестройкой опорных колон.
В общем, в серию пошел 50-ти тонный Т-10. Он, кстати стал последним тяжелым танком СССР, так как немного позже полностью поменялась вся концепция. Исчезло разделение по массе (средний-тяжелый), развитие пошло по пути создания основного боевого танка.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, насколько хорош был ИС-7?