Психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом после его открытия, что симптомы его пациентов можно вылечить, когда бессознательные факторы, лежащие в их основе, будь то вытесненные воспоминания или эмоции, становятся осознанными.
Многие последователи психоанализа считали, что раскопки бессознательного материала могут быть проведены только с помощью квалифицированного терапевта. Но Карен Хорни была одним из немногих психоаналитиков XX века, которые считали, что этого можно достичь в одиночку. Она назвала эту форму терапии самоанализом и определила её как «попытку быть терпеливым и аналитиком одновременно».
✅ Хорни не рассматривала самоанализ просто как возможность, скорее, во многих случаях она считала его более желательным, чем традиционную терапию. Терапевт всегда начинает как незнакомец, которому требуются месяцы, если не годы анализа, чтобы узнать о внутренней работе, сложностях и глубинах нашего разума.
Мы, с другой стороны, близко знакомы с самими собой. Таким образом, при правильном отношении мы можем исследовать и разоблачать элементы нашего бессознательного, разрушающие нашу жизнь, более эффективно, чем опытный терапевт.
Кроме того, самоанализ имеет дополнительное преимущество в том, что он может увеличить нашу силу и уверенность в себе в большей степени, чем традиционная терапия. Точно так же, как самостоятельное преодоление трудного горного пути даёт нам большее чувство выполненного долга, чем следование за гидом, Хорни отмечает:
«Есть определённый дополнительный выигрыш в том, чтобы завоевать [внутреннюю] территорию исключительно благодаря собственной инициативе, смелости и упорству».
Тем не менее, несмотря на свои преимущества, самоанализ не лишён препятствий, основным из которых является сложность достижения самопознания. Лечебная роль самопознания признавалась на протяжении тысячелетий — на Западе, в первую очередь, в философии Сократа и Платона и в афоризме «познай самого себя», начертанном на древнегреческом храме Аполлона в Дельфах.
Но древние греки, указывает Хорни, верили, что достичь самопознания гораздо проще, чем мы делаем сегодня. Теперь мы знаем, что исследовать свои внутренние глубины непросто, это скорее сродни приключению на неизведанной территории, полной сюрпризов и потенциальных опасностей.
В своей книге «Рассвет дня» Ницше вторит этому чувству, описывая огромную пропасть, отделяющую древнегреческую концепцию разума от современной.
«…как просты были греки в представлении, которое они сформировали о себе!» — пишет он. «Насколько мы превосходим их в знании человека! Опять же, какими лабиринтами показались бы наши души и наши представления о наших душах по сравнению с их собственными! Если бы нам пришлось рискнуть создать архитектуру в стиле наших собственных душ — (мы слишком трусливы для этого!) — нашей моделью должен был бы стать лабиринт». (Ницше, «На заре дня»)
Ещё одно препятствие, с которым мы сталкиваемся при самоанализе, — это страх. Многие избегают погружения в свои глубины, опасаясь, что они могут наткнуться на глубоко тревожащее озарение или, что ещё хуже, заблудиться и запутаться в своём внутреннем лабиринте, неспособные найти выход.
Но Хорни отвергает эти страхи как необоснованные. Раскрытие тревожной правды или подавленных воспоминаний, отмечает она, не только болезненно, но и освобождает. Более того, если мы сталкиваемся с тревожащим озарением, Хорни объясняет, что обычно это означает, что мы достаточно сильны, чтобы вынести это и справиться с этим.
«Сам факт того, что он зашёл так далеко, указывает на то, что его воля справиться с самим собой достаточно сильна, чтобы не дать ему быть раздавленным». (Карен Хорни, «Самоанализ»)
Но даже с учётом связанных с этим трудностей самоанализ может быть очень эффективным и благотворным — при условии, что у нас есть сильный стимул к росту. Хорни фактически считает нашу мотивацию к преодолению наших проблем основным фактором, определяющим, будет ли самоанализ успешным или нет.
«Опыт… вне всякого сомнения, показывает, что пациенты могут развить удивительную способность к острому самонаблюдению, если они стремятся понять свои собственные проблемы». (Карен Хорни, «Самоанализ»)
Следовательно, если мы обнаруживаем себя чрезмерно пассивными, глубоко несчастными или обременёнными симптомами, от которых, кажется, не можем избавиться, мы могли бы попытаться разжечь жгучее желание найти ключ к своим проблемам и выделить время для саморефлексии и самонаблюдения.
Проливать свет на скрытые уголки нашего разума может быть неудобно и болезненно, но такая задача может оказаться необходимой не только для того, чтобы освободиться от невротических тенденций, развившихся у нас в детстве, но и для восстановления врождённых сил роста внутри нас и поддержания нашей стойкости на пути самореализации — непрерывного роста, по словам Хорни, «от желудя к дубу». (Карен Хорни)
«Самопознание — это не самоцель, а средство высвобождения сил спонтанного роста. В этом смысле работа над собой становится не только главной моральной обязанностью, но в то же время, в самом реальном смысле, главной моральной привилегией. В той степени, в какой мы серьёзно относимся к своему росту, это будет происходить из-за нашего собственного желания делать это». (Карен Хорни, «Невроз и человеческий рост»)
Берегите себя
Всеволод Парфёнов