Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Ганнибал: Восхождение” (2007, Hannibal Rising): словно это сочиняли братья Гримм

Оглавление

"Ганнибал" (2001, Hannibal) и "Красный дракон" (2002, Red Dragon) принесли студии хорошие деньги, поэтому продюсер Дино де Лаурентис твёрдо решил и дальше заставлять это “колесо крутиться”. Но вот романов с участием Ганнибала Лектера больше не было – Томас Харрис закончил историю на романе "Ганнибал" и больше не проявлял интереса к своему культовому герою. Но де Лаурентис надавил на писателя.

Роман “Ганнибал: Восхождение” Томаса Харриса – это предыстория к предыдущим трём частям, входящим в цикл “Ганнибал Лектер”; здесь рассказывается о превращении обычного доброго мальчика в монстра, каким зритель узнал Лектера из “Молчания ягнят”. Роман был опубликован в декабре 2006 года, а экранизация его вышла уже в феврале 2007 года.

По признанию Томаса Харриса, этот роман-приквел он написал только потому, что не хотел, чтобы кто-то другой это сделал. Продюсер Дино Де Лаурентис заявил, что история появится в любом случае, даже если Харрис откажется. В итоге “Ганнибал: Восхождение” увидел свет, а сценарий для экранизации тоже написал сам Харрис.

Режиссёром выступил Питер Уэббер (Peter Webber), a роль молодого Ганнибала Лектера исполнил французский актёр Гаспар Ульель (Gaspard Ulliel).

Постер к фильму “Ганнибал: Восхождение” (2007), режиссёр Питер Уэббер
Постер к фильму “Ганнибал: Восхождение” (2007), режиссёр Питер Уэббер

Сюжет

Каунас, Литва, 1944 год. Балтийский регион стал очень опасным после вторжения нацистов. Семья Лектер вынуждена покинуть фамильный замок из-за участившихся обстрелов. Они скрылись в лесной хижине, но спастись у них не получилось. В результате самолётного налёта погибают все взрослые, в живых остаются только двое детей – Ганнибал и его младшая сестра Миша.

Пытаясь скрыться от холода, хижину оккупируют пятеро суровых литовцев, приверженцев нацистского режима. Они планируют оставаться здесь сколько получится, а, если их найдут, они решили, что прикроются детьми, якобы они их спасали.

Поскольку условия выживания крайне суровые, они толкают на чудовищные решения. Литовцы стали выбирать, кого из детей можно использовать в качестве еды. Они выбрали Мишу, потому что она заболела воспалением лёгких и, по словам предводителя банды Грутаса, всё равно обречена погибнуть.

Ганнибал выжил в ту суровую зиму благодаря ненависти и решимости, которые поселились в нём. Они решил, что отомстит этим пятерым за смерть сестры.

Мысли и впечатления после просмотра

В этой истории Ганнибал Лектер – а это единственная часть, где он в центре внимания, ведь до неё появления Лектера на экране были минимальны – проходит путь от доброго мальчика, обожающего свою сестру, до студента медицинского вуза в Париже, кто осуществляет жестокие акты мести убийцам своей сестры.

Как сказал инспектор Паскаль Попиль, занимающийся расследованиями военных преступлений и преследующий военных преступников: “Мальчик замёрз в снегах, как и его сердце. Кто это теперь? Монстр”. Эта фраза звучит в фильме как напоминание, про кого всё же эта история, даже больше – как оправдание её существованию.

Хотя, на самом деле, это нужно было показать поступками и душевной трансформацией главного героя. Ведь, по сути, молодой Ганнибал методично убивает нацистов, но всё это внешнее проявление его жестокости, перенятой от них же, это его реакция на их действия. А его душевных переживаний в истории нет – они сведены к ночному кошмару с одним и тем же сюжетом, но не более.

Гаспар Ульель в образе Ганнибала Лектера
Гаспар Ульель в образе Ганнибала Лектера

Вообще было бы интересно посмотреть, как он учится, как общается с сокурсниками, как начинает работать психиатром. Этим можно было бы проиллюстрировать личность культового каннибала-психиатра красочнее и сделать портрет полнее на фоне общения с разными людьми.

Несмотря на то, что мальчик Ганнибал стал свидетелем гибели своей сестры, возникает вопрос: Мог ли он остановиться, отомстив, или ему действительно стало необходимо в будущем отнимать части тел разных людей – почки, печень, язык? Если необходимо, то почему? Значит, в нём изначально сидел монстр? Значит, инспектор Попиль был прав, что сердце человека замёрзло тогда в снегах Каунаса? Но личность Ганнибала не подвергалась унижениям (как личности Джейма Гамба и Фрэнсиса Долархайда), чтобы требовать компенсации. Он совершил акты мести, которые, по сути, закрывают гештальт. Исходя из возникшего вопроса, мне не хватает в фильме “Ганнибал: Восхождение” ещё какого-нибудь убедительного аргумента, почему именно Ганнибал стал таким.

Либо Томас Харрис пошёл простым путём и сделал прямолинейную иллюстрацию фразы Ницше: “Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище”. Ганнибал не позаботился, потому что он был слишком мал и никто не мог ему помочь, он выживал совершенно самостоятельно, и внутреннее чудовище одержало над ним победу.

Этот фильм очень сильно выбивается из ряда историй, предшествующих ему. Он выглядит как настоящий подкидыш в чужое гнездо. Он не выдержан стилистически, он походит на сказку братьев Гримм, в которой зарождающееся зло борется с уже состоявшимся злом. Зарождающееся зло расцветает из бутона, побеждает своих врагов и скрывается за рамкой кадра.

Хотя, если рассматривать предыдущие три фильма, в них тоже нет стилистической общности. Триллер “Молчание ягнят” Джонатана Демме – стильный, глубокий и устрашающий – стоит отдельно, представляя собой отличный пример историй в своём жанре, “Ганнибал” Ридли Скотта после него выглядел слишком прямолинейным в своей кровавости и жестокости, обесценивая высокий стиль, заданный Демме, а “Красный дракон” Бретта Рэтнера на их фоне стал слишком глянцевым и красивым. И это неудивительно, потому что Рэтнер – клипмейкер и режиссёр блокбастеров (“Час пик”, “Люди Икс: Последняя битва”, “Деньги решают всё”), зрелищность в его креативной ДНК. Он в полной мере наделил зрелищностью и “Красного дракона” (повторюсь, мне этот фильм среди продолжений очень понравился). А на фоне вышеназванных фильмов приквел “Ганнибал: Восхождение” слишком слабый, плоский и невыразительный. Скорее всего из-за того, что в нём нет искреннего желания самого автора создать что-то выдающееся, потому что это всего лишь результат эмоционального давления со стороны продюсера, преследующего цель заработать как можно больше.

-3

Но актёр Гаспар Ульель исполнил свою роль хорошо на основе того материала, который у него был. Это единственное, что связывает триллер “Ганнибал: Восхождение” с предыдущими фильмами. Ульель, очевидно, проделал исследовательскую работу, изучив образ в исполнении Энтони Хопкинса (возможно, он заглянул и в “Охотника на людей”, чтобы кое-что подхватить и от Брайана Кокса). Ганнибал Лектер в его исполнении получился утончённым, обаятельным и очень умным. Он впечатляет своей проницательностью инспектора Попиля в сцене, когда понимает, как нужно поступить с преступником перед казнью. Просматривая эту сцену и глядя на Гаспара Ульеля, можно поверить, что Ганнибал понимает людей лучше, чем кто-либо. За актёрской игрой Ульеля было действительно интересно следить.