Каждому родителю важно знать, как научить детей безопасному поведению, чтобы они могли самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях. Психолог и руководитель Академии безопасности Ольга Бочкова делится с нами ценными рекомендациями по этому вопросу. Обязательно прочитайте пост до конца и поделитесь им с другими родителями, бабушками и дедушками!
💬 Один из важнейших навыков безопасного поведения — внимание к деталям и концентрация, умение и привычка фокусироваться на том, что происходит здесь и сейчас, иначе говоря, бдительность.
Вот 3 главных правила для выработки бдительности у детей.
⚠️ Проговариваем правила, которым сами следуем, когда мы с детьми.
— Пешеходный переход. Сходим с самоката, ведем его рядом.
Если ребенок заявляет, что знает, то самый простой ответ на это «Отлично, будем соблюдать».
— Переход. Подожди, я закончу разговор, сниму наушники, и тогда пойдем через дорогу.
Кстати, как думаете, гуляя с ребенком, можно быть в наушниках или нет?
Или про лифт:
— Подожди, пока откроются двери, давай отойдем немного в сторону, вдруг там кто-то едет, пусть сначала выйдут.
— Так, лифт свободен, сзади нас никого, заходим.
Про подъезд:
— Так, посторонних нет, заходим.
— Давай пропустим этих людей, они уедут в лифте, потом мы пойдем.
⚠️ Проговаривая правила, обсуждаем, зачем их соблюдать. Так вы помогаете просчитывать шаги наперед.
— Подожди, сейчас сниму наушники, потом пойдем через дорогу. Знаешь, зачем это нужно? С наушниками можно не услышать, как едет машина. Без них я лучше ориентируюсь в пространстве.
Мой вариант, когда я с детьми:
— Стой немного в стороне от дверей лифта. Понимаешь, для чего? Вспомни, как наша собака Блюма выскакивает вперед, так может выскочить чужая собака или человек, который торопится.
⚠️ Обращаем внимание детей на особенности местности, на места, где внимание должно быть повышенным. Объясняем, почему в этих местах мы ведем себя именно так.
Я обычно говорю об этом в теме самостоятельных прогулок, но это относится ко всем самостоятельным передвижениям ребенка. Я советую пройти с ребенком несколько раз нужный путь и обозначить сложные места: люки, подворотни, темные переулки, парковки, крытые мусорки, а также безопасные места: магазины, кафе и т.д.
☝🏻 Но сейчас я хочу расширить тему 🔽
Вы не просто изучаете с ребенком конкретную дорогу до конкретного места. Передвигаясь с ребенком по городу/поселку, вслух обращайте внимание на:
- припаркованный грузовик, из-за которого не видно дорогу,
- на припаркованную машину с открытыми дверцами, которую стоит обойти,
- на шумные компании с напитками,
- на люки,
- на собак,
- на группу рабочих на детской площадке,
- на пьяных товарищей,
- на негорящий фонарь,
- на то, что не все машины, к сожалению, останавливаются на красный,
- на строительные ограждения.
Таким образом, вы учите детей сканировать пространство, быть внимательным к деталям и оценивать обстановку. И корректировать свое поведение с учетом всего этого.
Именно так происходит научение. Сначала мы говорим детям и за детей. Потом дети повторяют нам то, чему мы их учим. А потом правила становятся автоматизмами.
Только не делайте перекос только на опасности, показывайте ситуации, когда вокруг все относительно безопасно и делайте акцент, что именно внимательность помогает человеку избегать неприятностей.
Не забудьте поддержать пост ❤️, если информация была полезна 🙏