(14:1-22)
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КОРОТКА И ТЯЖЕЛА
«Человек, рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он восходит и опадает, убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведёшь на суд с Тобой? Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдёт, то уклонись от него; пусть он отдохнёт, доколе не окончит, как наёмник, дня своего» (Иов 14:1-6).
Стих 1. В трёх коротких фразах говорится об ограничениях человеческой природы: «рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен печалями».
Стих 2. Образы цветка и тени подчёркивают скоротечность человеческой жизни. Обе эти метафоры часто встречаются в Ветхом завете, чтобы передать мысль о хрупкости жизни человека (1 Пар. 29:15; Иов 8:9; Пс 101:12; 102:15, 16; 108:23; 143:4; Еккл. 6:12; 8:13; Ис. 40:6-8; Иак. 1:10. 11; 1 Пет. 1:24). Те, кто путешествовали по Палестине после весенних дождей, видели обилие цветов, которые скоро увядали под знойными ветрами, дующими из восточной пустыни.
Стихи 3-6. Иов понимал, что никто не может устоять перед проницательным взглядом Бога. Каждый был бы вынужден признать свою нравственную нечистоту перед Ним (Пс. 142:2). Иов также осознавал, что жизнь человека полностью находится в Божьей власти: «Если дни ему определены и число месяцев его у Тебя». Псалмопевец писал: «Дней лет наших — семьдесят, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10). Иов просто просил, чтобы Бог уклонился от него, чтобы он мог отдохнуть. Он сравнил свою нынешнюю жизнь с днями наёмника (см. 7:1, 2).
СРАВНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ДЕРЕВА
«Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживёт, и отрасли от него выходить не перестанут. Если и стареет в земле корень его и пень его отмирает в пыли, но, лишь почуяло воду, оно даёт отрасли и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошёл, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает, так и человек — ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:7-12).
Стихи 7-9. Размышляя о том, может ли человек вновь ожить после смерти, Иов использует образ дерева. Бывает, что из дерева, после того как оно было срублено, выходят новые отрасли (см. Ис. 11:1). Поскольку корень его ещё жив, он пускает ветви, лишь почуяв живительную воду.
Стих 10. «А человек умирает и распадается; отошёл, и где он?» В Ветхом завете на этот вопрос нет исчерпывающего ответа. В Писании содержатся лишь слабые проблески учения о вечной жизни. Моисей писал, что «ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). Пророк Илия «понёсся в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Давид знал, что Бог будет с ним, когда он пойдёт «долиною смертной тени» (Пс. 22:4). И лишь Иисус «разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10).
Стихи 11, 12. Затем Иов оставляет сравнение человека с деревом и уподобляет его озеру или реке, которая иссякает и высыхает. Когда он ляжет мёртвый, то не встанет и «до окончания неба не пробудится». Иову не было дано знание о воскресении, которое есть у нас сегодня. Какое славное благословение мы имеем через Иисуса Христа! Он победил ради нас (1 Кор. 15:20-26, 50-57).
«ЕСТЬ ЛИ ПОКОЙ В СМЕРТИ?»
«О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдёт гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определённого мне времени я ожидал бы, пока придёт мне смена. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих; ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего; в свитке было бы запечатано беззаконие моё, и Ты закрыл бы вину мою» (Иов 14:13-17).
Стих 13. «О, если бы» (ми йиттен) эта фраза выражающая желание часто встречается в книге Иова (6:8; 19:23; 23:3; 29:2; 31:35). Иов искал убежище, в котором мог бы укрыться от Божьего гнева, пока тот не пройдёт, ибо не длится вечно (Пс. 29:6; Ис. 54:8). Джон Хартли объясняет: «Поскольку на земле нет места, где мог бы укрыться Иов, его единственной надеждой была преисподняя». Иов хотел, чтобы Бог вспомнил о нём даже после его смерти.
Стих 14. «Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить?» Это вечный вопрос! Христиане отвечают на него решительным «да!». Мы будем снова живы через веру в Господа. Иову оставалось лишь ожидать, пока придёт ему смена, если только он сохранит надежду. Слово, переведённое как «смена» (халипа), является производным от глагола с корнем «отрасли» (халап) из ст. 7. Хотя Иов ранее и отверг возможность воскресения в теле (14:11, 12), он вновь возвращается к этой мысли. Вернувшись к жизни, Иов оставит своё дряхлое больное тело и получит тело полное жизненных сил.
Стихи 15-17. Тоскуя по прежнему общению с Богом, Иов представлял тот день, когда Бог явит благоволение творению Своих рук. Бог — Тот, в чьих руках судьбы всего живого. В этом отрывке содержится «надежда сверх надежды» на лучшие дни. Иов видел лишь её тусклый образ.
МРАЧНЫЕ ВЫВОДЫ, К КОТОРЫМ ПРИХОДИТ ИОВ
«Но гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего; вода стирает камни; разлив её смывает земную пыль — так и надежду человека Ты уничтожаешь. Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лицо и отсылаешь его. В чести ли дети его — он не знает, унижены ли — он не замечает; но плоть его на нём болит, и душа его в нём страдает» (Иов 14:18-22).
Эта речь Иова заканчивается на ноте отчаяния. Он не видел ничего, что могло бы облегчить его боль и страдания.
Стихи 18-22. Подобно тому, как природные стихии разрушают гору, так Господь уничтожает надежду человека. Ранее Иов говорил: «Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» (7:6). Он не видел никакой возможности для себя восстановиться от болезней, разрушающих его тело. Он чувствовал, что Бог теснит его, изменяет ему лицо и отсылает его.