... продолжение, первую часть можно прочитать по ссылке
https://dzen.ru/a/ZsJch356u3A91hKR
– Вот еще яркий пример скверно составленных задач.
– Предполагается, что это задача на знание состава числа?
– Да. Посчитаем, сколько у нас возможных пар? 9-0, 8-1, 7-2, 6-3, 5-4, 4-5, 3-6, 2-7, 1-8, 0-9. То есть должно быть 10 разных вариантов. Считаем, сколько их в задании? 8 вариантов. Куда делось еще 2?!
– Ну, видимо, 0-9 и 9-0 не считается.
– Почему? В условии об этом не сказано ни слова! А если ребенок начнет писать с пары "9-0", у него какие-то варианты не войдут.
– Судя по условию задачи, среди первоклассников могли быть только мальчики или только девочки. То есть все-таки 10 вариантов должно быть.
– Уже привычная история, когда составитель что-то там себе подумал, но ребенку он этого не объяснил.
– А ученик будет себя дураком из-за этого чувствовать.
– Будет дураком себя чувствовать, а потом еще и учительница масла в огонь подольет! Скажет: "Какие 9-0 и 0-9? Ты что, голову дома забыл?!"
– А с логикой ребенок так и не познакомится. Вместо этого будет вынужден вечно догадываться, что от него хотят составители.
– Смотри, еще задание.
– Что значит раскрась по-разному?
– Это что угодно может значить: выходить за границы звездочки или не выходить, раскрасить красиво или неряшливо, с сильным нажимом или слабым.
– Да, главное 2 карандаша используй! Хорошо, если учительница объяснит: "Возьмите 2 карандаша, покажите с помощью рисунков, как можно разложить число 3 двумя способами: 1 и 2, 2 и 1". Между прочим, число 3 можно разложить ещё и на 3-0 и 0-3! Эти варианты автор решил проигнорировать.
– После этого дети говорят, что 0 – это ничего.
– Да, а ноль – это не ничего, ноль – это пустое множество! Когда используешь понятие «множество», очень удобно все это объяснять. Дети даже мысленно могут представить такую картину. А вот "раскрась по-разному" не могут. Как по-разному?! Эту звездочку раскрасить, разделив пополам, эту на 4 части?
– По идее, если ребенок раскрасит как его душеньке угодно, он же будет прав? В задании же написано «по-разному».
– Да, а потом получит "2" и скажет: "Вы мою творческую натуру убили!"
– Сначала раскрасил по-разному, потом решил задачу по-разному. Нельзя в математике вообще так формулировать! Если и подходить к условиям заданий творчески, то всё равно нужно делать это по-математически четко.
– Математические схемы – это тоже боль.
– Зачем тут непонятная стрелка? Вот что тут она показывает?!
– Вообще, такие стрелки означают, что надо заменить одно на другое.
– К слову сказать, я каждый раз задаюсь вопросом, на который так и не нашла ответ: зачем при решении задач делать краткие записи? Дано условие, а дети опять его переписывают. Словами! Словами в математике! Вместо того, чтобы отрезки начертить и на них все показать. К этой задаче достаточно начертить два отрезка и сразу будет видна разница между ними, которую надо найти. А что ребенок поймет, глядя в этот винегрет из слов, цифр и стрелок?
– Вместо того, чтобы сразу перевести с русского на математический, они переводят с русского на краткий русский, а уже потом на математический.
– Тут тоже странное задание: сосчитай фигуры. И стоит фигурная скобка. Вот это что значит?
– Они спрашивают, сколько домиков осталось, значит они хотят, чтобы мы что-то вычли.
– Ну почему тогда здесь фигурная скобка? Она же указывает на объединение! А тут написано "без".
– Если бы было нарисовано 4 домика, а пятый домик уносил ураган, тогда они могли спросить: сколько домиков осталось? А здесь ничего не изменилось. 5 было и 5 осталось.
– Ну и последняя задача, условие которой вернуло меня в советское детство:
– Какие значки? Пионерские?
– Современные дети вообще знают, что такое значок? Можно составлять задачи, которые идут в ногу со временем? Про то, что детям интересно? 80 лет назад люди значки собирали! Сейчас этим практически никто не занимается.
– Я вот фишки застала с покемонами.
– Покемоны тоже уже канули в лету. Вот было у Тани 7 значков. Зачем она отдала два брату?!
– Потому что ей они не нужны, никто же не собирает уже.
– Почему тогда она отдала 2, а не все 7?
– Может быть, это не девочка Таня, а 75-летняя баба Таня, которая отдала значки своему пожилому 80-летнему брату в обмен на марки?
– Да, с условиями настоящая беда! Когда уже составители начнут писать интересные задачи вместо нафталиновых, которые непонятны детям...
Дорогие читатели, делитесь в комментариях своими историями о странных заданиях в учебных пособиях!