Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Господа, проявите совесть хотя бы раз

Во время своей трехлетней пиратской карьеры Бартоломью “Черный Барт” Робертс совершил на море столько злодеяний, что о нападении на Бастер, главный порт острова Сент-Кристофер, упоминают одним сухим предложением:

В сентябре 1720 года Робертс вместе с французским пиратом Ла Паллисом нападают на Сент-Китс, захватывают один корабль и сжигают еще два.

А между тем в истории этого нападения есть столько “умилительных” моментов, так характерных для галантного века, что не грех остановиться на них подробнее.

В час дня 25 сентября 1720 года губернатору острова Сент-Китс Уильяму Мэтьюзу-младшему донесли о появлении двух пиратских кораблей, которые приближаются к рейду порта Бастер

В среду около часа дня лейтенант Айзек Томас прислал мне курьера с уведомлением о том, что пираты действительно приближаются к рейду Бас-Терра. Я немедленно приказал лейтенанту Маккензи отправиться в форт Чарльз и разместить там младшего офицера с 30 ополченцами. Приказал подполковнику Пейну поднять в ружье две роты в городе Сэнди-Пойнт, а капитану Натаниэлю Пейну - в Олд-Роуд, майору Уиллету - в Палмето-Пойнт, и приказал артиллеристам в этих четырех пунктах оставаться наготове, а затем поскакал в Бас-Терр. Прибыв туда к двум часам, я обнаружил, что пиратский корабль и шлюп под черными флагами и т.д. захватили одно судно, которое в то время уже было под парусами, и подожгли еще два, а наша [береговая] батарея не имеет ни пороха, ни ядер, ни пушек (кроме двух), пригодных для службы, и все находится в беспорядке.
Я силой забрал из склада мистера Хейра 7½ бочек пороха, мистер Парсонс предоставил еще полбочки, собранной по всему городу, а также немного крупной и мелкой дроби. Питер Томас передал мне четыре маленьких трехфунтовых пушки, и я установил их на берегу. Из этих пушек, а также из двух орудий на батарее, приведенных в порядок, мы вели около часа небольшую канонаду, но из-за неумелых артиллеристов, некачественных зарядов и т.д., мы не причинили пиратам никакого вреда, и они ушли из под огня, и отсутствовали весь остаток дня и всю ночь, что дало мне некоторое время для исправления наших недоработок и т.д.

Мэтьюз в своем докладе доносил, что захваченное судно принадлежало некоему Фаулзу, который в это время находился на борту, а одно из зажженных судов принадлежало человеку по фамилии Хинкстон, “чье поведение сильно смахивало на мошенничество или трусость”. Пираты подожгли купца, несмотря на то, что на нем находилось 500 бочек соленой говядины, а Хинкстон, в свою очередь, намеренно послал лодку со своими людьми на рейд во время нападения на порт, очевидно, рассчитывая передать пиратам выкуп за свое имущество. Люди Хинкстона были захвачены в плен пиратами, а пожар на его судне был таким вялым, что его удалось потушить.

Изображение Робертса из книги " Всеобщая история грабежей и убийств самых отъявленных пиратов» Даниэля Дефо, 1724 г.
Изображение Робертса из книги " Всеобщая история грабежей и убийств самых отъявленных пиратов» Даниэля Дефо, 1724 г.

За ночь с 6 на 7 октября Мэтьюз сумел стащить в порт Бакстера всю наличную, исправную артиллерию со всего острова, которая теперь насчитывала 13 стволов, в том числе одна 24-х фунтовая пушка, а также разжился порохом, ядрами и патронной бумагой для изготовления готовых зарядов.

Рано утром с пиратского шлюпа, который болтался на рейде Бастера, отпустили людей Хинкстона, которые передали губернатору Мэтьюзу письма Робертса с требованием выкупа за захваченное судно в виде продовольствия (насколько я понял из выжимки донесения Мэтьюза речь шла о живых овцах). Около 9 утра пираты подошли еще ближе к порту, почти на орудийный выстрел, и на этот раз от их борта отчалила шлюпка, где находились судовладелец Фаулз с одним из своих людей, а также один из пиратов, от которого товарищи по опасному бизнесу решили избавиться из-за помутившегося рассудка и припадков. Слабоумного пирата тут же арестовали, а Фаулз стал приставать к Мэтьюзу выкупить его судно, и порывался снова отправиться к пиратам на переговоры, да так, что его едва удержали.

Около 11 часов утра пиратский шлюп, то ли течением, то ли ветром, так близко поднесло к берегу, что англичане сумели сделать два полноценных залпа из своих пушек, и добились некоторого успеха - сбили грот-парус и попали одним 24-х фунтовым ядром в нос пирата. После этого Робертс предпочел ретироваться, не добившись своей баранины. а судно Фаулза просто бросил за ненадобностью.

Корабль был приведен в гавань Бастера, где при его обследовании была обнаружена надпись в стихах, выполненная мелом на рубке: “Ради нашего слова мы тебя отпускаем, но креолы нам враг навсегда" (For our words sake we let thee go, But to Creoles we are a foe), кроме того надпись была снабжена рисунком: Череп и Рука Смерти с абордажной саблей. На борту судна Хинкстона тоже была найдена надпись, но совсем другого рода: “Я в тебе нахожу содержание ума” (In thee I find, Content of mind).

Робертс ушел на остров Сен-Бартелеми чинить свой корабль, но перед этим передал Мэтьюзу грозное послание:

Бартоломью Робертс, пират, генерал-лейтенанту Мэтью, [написано на борту] “Королевской Удачи”, 27 сентября 1720 года.
Шлю вам отдельный привет, чтобы дать понять, если бы вы пришли, как полагается, и выпили по стакану вина со мной и моей командой, я бы не причинил вреда ни одному судну в вашей гавани. Отнюдь не стрельба из ваших пушек, испугала меня или препятствовала подойти к берегу, а помешал нам только ветер, не оправдавший наших ожиданий. Вы уже сожгли “Королевского Разбойника” и по варварски обошлись с некоторыми из наших людей, но теперь у нас есть корабль не уступающий ему. Уверяю вас, что в отместку, сегодня и в будущем, вам не стоит ожидать от меня ничего, кроме того, что приличествует пирату.
Господа, тот бедняга, которого вы сейчас держите в тюрьме в Сэнди-Пойнт, совершенно невежественен, все, что он имел при себе, было ему дано, поэтому, прошу вас, проявите совесть хотя бы раз, позвольте мне умолять вас об этом и обращайтесь с ним как с честным человеком, а не как с преступником, если мы услышим что-либо противное, вы можете рассчитывать на то, что вам не будет покоя ни на один из ваших островов.
Подпись: Батл. Робертс.

Спустя несколько недель Робертс сдержал обещание и вернулся к разбою на море, чтобы отомстить, ну и, конечно, чтобы пограбить. С 25 октября в течение 3 дней он захватил в водах острова Сент-Люсия 15 французских и английских судов.

Основной источник - Calendar of State Papers Colonial, America and West Indies: Volume 32, 1720-1721. Originally published by His Majesty's Stationery Office, London, 1933.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада (и не только) на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.