Вопрос:
«Как смириться с тем, что я попаду в ад после смерти? Я не хочу ругать Господа, но я каждый день живу в страхе. Не знаю, куда себя деть. Мне жаль, что душа бессмертна. Каким образом можно смириться с такими мыслями и начать спокойно жить?»
Ответ священника:
Кто Вам сказал, что Вы попадете в ад после смерти? Бывает, что мы сталкиваемся даже не с духовной идеей, а иногда даже с такой патологией сознания.
Отец Иоанн (Адливанкин) говорит, что не все вопросы решаются исключительно духовными средствами, потому что иногда человек находится в очень тяжелом состоянии, когда он не способен адекватно воспринимать то, что ему говорится.
Сейчас идет такой тренд, когда во всех случаях назначают препараты, даже тем, кому не надо. Но если мы берем нормального психиатра, то не надо спешить отменять его назначение, потому что бывает, что человек находится в очень тяжелом депрессивном состоянии, и он не способен сейчас к адекватной исповеди.
Если мы говорим человеку покаяться в своих грехах, то он говорит, что испытывает печаль от того, что разорвал свою связь с Богом, и через исповедь он надеется эту связь восстановить.
Но у человека, находящегося в аномальном состоянии, не печаль по Богу, не печаль мирская, которая его губит, которая только циклится на том, что он совершил какой-то проступок, и теперь ему нет прощения, и Бог его будет казнить вечно.
Иногда это бывает признак уже определенной аномалии. И если такого человека начать призывать к исповеди, то он не сможет адекватно исповедоваться.
Но, конечно, будет прекрасно, если найдется опытный духовник, который его утешит, накроет епитрахилью, прочитает разрешительные молитвы, и может действительно произойти чудо.
То есть благодать таинства исповеди этого человека может утешить и исцелить.
Но не надо требовать от человека, чтобы он каялся в грехах, если сейчас у него начинается какая-то паника от тех надуманных ужасов, которые он совершил. Мне довелось общаться с одной женщиной, которая боялась выйти из дома.
Она совершила какой-то проступок, и теперь замкнулась на идее, что Бог должен ее казнить за этот проступок, и, если она выйдет на улицу, произойдет что-то страшное.
Мне не удалось на словесном уровне ситуацию разрешить. Она во время разговора меня поняла, даже со мной согласилась, но потом все-таки была необходима дальнейшая госпитализация, и гиперфиксация на этом вопросе была снята.
Иногда эти связи необходимо разрывать медикаментозно.
Но если взять духовный аспект, то речь идет о невежестве. Марк Подвижник говорил, что самые тяжелые грехи – это не убийство, как нам кажется, а это невежество, разленение и небрежение. То есть это некая пассивность ума, на фоне которых самая дичь прорастает в человека.
Нормально, если человек когда-то понял, что есть все-таки вечная жизнь, но он как-то для себя не может конкретизировать, что же такое вечная жизнь, то его какие-то страхи, фобии начинают его мучить.
Жан-Клод Ларше говорит, что когда приходит фобия какая-то, страх, то нужно понимать, что все-таки есть какое-то рациональное зерно.
Страх Божий – это нормальное явление.
Но, конечно, страх не перед Богом, это скорее у католиков страх перед Богом, как перед неким властелином, который тебя может покарать. Страх Божий означает, что ты настолько любишь Бога, что боишься эту связь разорвать.
И он говорит, что, если у человека начинается фобия, может не получиться ее как-то сломать. Но мы восстанавливаем в человеке первоначально страх Божий, страх потерять связь с Богом, обращаем человека к здоровому инстинкту самосохранения, который тоже нужен.
И тогда эти нелепые фобии уходят. Человек понимает, что единственная проблема в твоей жизни – это потеря связи с Богом, а все остальное временно.
Кстати, даже Порфирий Кавсокаливит привел такую мысль, что если церковь пойдет в ад, то он пойдет вместе с ней.
Понятно, что его фраза носит метафорический характер, и не надо рассматривать её буквально. Он не имел в виду, что церковь идет в ад. Он имел в виду то, что с церковью не страшно.
Подобная фраза была у кого-то в отношении Христа, что если следование за Христом приведет в ад, то я пойду с ним в ад. Понятно, что человек не хотел оказаться в аду, просто он хотел показать, что со Христом не страшно.
Есть молитва Иоанна Крестьянкина:
То есть речь не идет о том, что человек хочет оказаться в аду, но речь идет о том, что человек настолько доверяет Богу, настолько хочет быть с Ним, что он готов идти куда угодно.
Случай похожего страха был описан неким Янковским, который в свое время был то ли послом, то ли торговым представителем Российской империи на Аляске, он был верующим человеком.
Он рассказывал, когда он плыл на корабле, это был момент искушения, вдруг ему показалось, что перед ним некое пространство разверзлось, он увидел воочию огненные штольни, и мгновенно в его уме представилось, что спасения ему нет.
И этот ужас настолько его охватил, что он схватил пистолет, чтобы себя застрелить. Но, видимо, ангел-хранитель за него молился, вдруг к нему пришло какое-то умиление, надежное милосердие Божие, он расплакался, откинулся от пистолета.
Потом исповедовался, причастился, и больше этого страшного ощущения не испытывал.
Нечто подобное испытывал преподобный Силуан Афонский. У него было два великих искушения. Первое, когда он увидел свет, и ему помысл сказал: «Прими меня, это благодать», но это оказалось демоническим искушением.
Второе искушение, когда он молился в храме, крыша храма растаяла, и он увидел небесных небожителей, которые воспевали Псалмы Давида. Не чертей, которые курили папироски и ругались матом, а небесных небожителей. Но это оказалось искушением.
Святые отцы предупреждали, что нужно быть очень аккуратными с видениями.
Бывает, что человек принимает какой-то помысл, либо принимает помысл о своей гениальной сущности, либо о небесном вдохновении, которое его посетило. А за ним приходит такая дичь, крушение психики.
Здесь уже опытный духовник будет разбираться, что предшествовало этим переживаниям адской бездны. Может быть, эзотерические занятия, может быть, мечты человека о собственном величии.
Силуан Афонский рассказывал, что вследствие того, что он принял это видение, дал некую власть падшим духам над собой, в течение нескольких лет воочию к нему приходили падшие духи.
Некоторые люди считают, что у Силуана Афонского была депрессия. Это не так. Может быть, по внешним признакам это напоминало депрессивное расстройство, но, как говорят, происхождение, генезис был совершенно иной. И Силуан Афонский как раз говорил, что его душа находилась на дне ада.
Как бы уже мысленно он находился в аду. И когда он уже не мог с этим состоянием справиться, он сказал:
«Господи, научи меня, как душа моя может обрести покой».
Ему был ответ, что гордые всегда так мучаются. И он сказал:
«Как же не победить мою гордость?».
Ему бы сказано:
«Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
Надо понимать, что это оружие против собственной гордости Силуан Афонский нашел только тогда, когда он увидел Бога лицом к лицу.
Когда его душа находилась в страшном томлении, ему был дан дух этого уныния настолько тяжелый, что еще бы мгновение, и, как он сам говорит, его душа бы не выдержала.
Он увидел, как Христос выступил из иконы, хотя, конечно, святые отцы предупреждают, что ко всем таким видение надо быть крайне аккуратным, но там было действительно благодатное видение. Он ощутил, что Бог есть любовь. От него это искушение отступило.
Впоследствии он вспоминал об аде, но в каком случае? Потому что он же знал, что он святой человек. Он читал мысли людей, он совершал подвиги, которые для нас являются недостижимыми, он спал по двадцать минут в день.
То есть он же знал, что он ведет себя, как сверхчеловек. Но чтобы не фиксироваться умом на своих достоинствах, он пользовался этим оружием – держал ум свой в аде и не отчаивался.
Здесь можно даже вспомнить одного подвижника, который вспоминал об адских муках, когда его мысли уходили в гордость. Но когда его мысли уходили в отчаяние, он вспоминал о том блаженстве, которое ожидает тех, кого любит Господь.
Сохранилось также воспоминание об одном подвижнике, которому духовник говорил:
«Чадо, если будешь унывать, вспомни какие наказания ожидают тех, кто так себя нерадиво ведет».
Он говорит:
«Отец, не говори мне об адских муках, скажи мне о том блаженстве, которое я унаследую, если буду жить правильно».
Сохранилось также повествование о двух монахах, которые впали в тяжелый грех, им было назначено одинаково покаяние, каждый из них должен был в строгом уединении и посте провести определенное время.
И когда их вывели из затвора, один был высохший, как ветка, в слезах, другой радостный, розовощекий. Один сказал, что он все время вспоминал адские муки, куда будет ввержен за тот грех, который совершил.
Второй сказал, что радовался о Господе Боге, который избавил его от греха и дал возможность покаяния. Святые отцы признали, что покаяние обоих было равным.
Поэтому мы помним слова пророка Иезекииля:
Сергий Страгородский говорит, что правда Божия не такая, как правда человеческая. Правда человеческая требует отмщения в любом случае, даже если уже прошло много времени после греха.
Если грешник всю жизнь совершал неправду, но потом обратился к Богу и живет, то в этом нет никакой несправедливости. Человек жил во тьме, повернул свое лицо к солнцу, и солнце озарило его. Поэтому, если человек в настоящем своем житии ищет Бога, ждет Его, то не надо думать об адских муках.
Здесь просто надо погрузиться в творения святых отцов. Они достаточно много описывали вот такие искушения. В частности, один из них даже составил молитву:
Таким образом человек боролся с отчаянием.
Можно почитать жизнеописания священномученика Кронида Любимова. Есть у него такой эпизод, что однажды он столкнулся с хульными помыслами, когда он посмотрел на Божию Матерь, чтобы произнести молитву, вдруг он ощутил поток матерной ругани в ее отношении, и этот поток матерной ругани длился несколько лет.
Он говорил, что прятал от себя ножи, веревки, ножницы, потому что настолько было тяжело, что уже возникали мысли о самоубийстве. Потом уже один опытный священник иеромонах сказал, что такова брань врага рода человеческого, что это мысли не его. И тогда эта брань отступила.
Такая брань была у многих подвижников, когда были многолетние внушения, что нет в Бога. В жизнеописании мученика Нифонта такое было.
Поэтому нельзя сдаваться!
В этом смысле очень полезно читать те места жития, которые так или иначе нас укрепляют. Преподобный Исаак Сирин говорил, что надо вспомнить примеры древних святых, и ты укрепишься в своем уповании.
Есть замечательная повесть о Феофиле. Он был эконом церковный, уже по старости ушел со службы, но у него возникли такие мысли, что все смеются над ним, и надо ему вернуть должность.
Настолько он омрачился, что пошел к одному колдуну, тот договорился о встрече с князем бесовским. Это князь бесовский сказал, что если он напишет отречение от Христа, то будет по желанию его.
Как считает автор этого жития, что не по действию бесовскому, а уже по промыслу Божьему, Феофилу была возвращена его должность, но он был печален, потому что он понимал, что за его отречение его ждут действительно адские мучения.
Тогда он затворился в келье, молился Божьей Матери, и когда явился Божья Матерь, он ей поведал свою печаль, та умолила сына своего, и Феофилу было дано прощение.
Нечто подобное содержится в жизнеописании Василия Великого. Один раб, будучи влюблен в дочку своего господина, также пошёл к одному чародею, и чародей, вызвав князя бесовского, помог этому слуге заключить контракт. И по какому-то инфернальному действию в этой девице было возбуждено чувство к этому рабу. Она сказала своему отцу, что либо он выдает её замуж, либо она кончает с собой.
Но когда они поженились, он не причащался. Она печально спрашивала, что с ним. А он, зная о том, что отречение от Христа и связь с князем бесовским ведет его к вечным мукам, поделился своей печалью.
Тогда она пришла к Василию Великому, и святитель Василий пригласил его на службу, и они всем приходом молились за этого юношу. Тогда князь даже явился с этим свитком, и этот свиток растаял.
Поэтому это бывает некое искушение, которое может носить психиатрический характер, такое углубленное самообвинение в том, чего не было. Либо это может носить характер искушения, и тогда здесь нужно с терпением читать жития святых, в которых тема милосердия Божия наиболее раскрыта.
Кстати, в житии Феофила приводится молитва.
Он говорит:
«Если бы не было покаяния, то как бы Сын Твой пощадил ниневитян?».
И он приводит в своей молитве образы ветхозаветных праведников. Там же указаны книги Ветхого и Нового Завета, откуда взяты эти примеры. Можно просто взять эту молитву и идти по этим ссылкам.
Людям, которые находятся в отчаянии, я советую читать одну из молитв чина елеосвящения. В этой молитве перечисляются и евангельские примеры милосердия Божия и к мытарю, и к блуднице.
Эту молитву можно прочитывать ежедневно, говоря себе, что Господь помилует всех, значит, помилует и меня, пришел ради всех, значит, и ради меня.
Это впечатление об аде может развиться на почве невежества и абсолютного непонимания того, что церковь имеет в виду по адскими муками.
Многие духовные авторы все-таки пишут, что адские муки – это наше внутреннее состояние.
Если при жизни человек разорвал свою связь с Богом и живет в этом состоянии отвержения, этот внутренний багаж с ним переходит, это состояние с ним остается и после смерти.
Поэтому, если здесь человек все-таки ищет Бога и пытается наладить с Ним связь, то никак не может произойти так, что Бог его отправит в ад после смерти.
Текст основан на видео с канала «Иеромонах Прокопий Пащенко». Читайте еще: