Найти в Дзене
Святые места

Кто будет гореть в аду? Батюшка рассказал о самом страшном биче человечества

Во втором послании к коринфянам слышим удивительные слова святого апостола Павла о том, как он смирялся перед Господом Богом. Ведь он описывает, как был вознесен, как он пишет сам: «Знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». В другом месте он говорит, что ухо не слышало, и глаз не видел того, что уготовил Господь любящим его. Он это видел. Он удостоился этого. Какая высота, казалось бы. Великий апостол, удостоенный побывать в Царстве Небесном еще при жизни (мы не знаем других апостолов, которые побывали в ином мире, в Царстве Божьем), а он там был. И тем не менее, посмотрите, что с ним происходит дальше. В этом же послании он пишет о том, что ему досаждает пакостник плоти, ангел сатаны, дабы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Этот человек, который заслужил у Бога такую милость, что был вознесен в духовный мир и видел и слышал все, что там происходи

Во втором послании к коринфянам слышим удивительные слова святого апостола Павла о том, как он смирялся перед Господом Богом.

Ведь он описывает, как был вознесен, как он пишет сам:

«Знаю о таком человеке (только не знаю в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».

В другом месте он говорит, что ухо не слышало, и глаз не видел того, что уготовил Господь любящим его. Он это видел. Он удостоился этого. Какая высота, казалось бы.

Великий апостол, удостоенный побывать в Царстве Небесном еще при жизни (мы не знаем других апостолов, которые побывали в ином мире, в Царстве Божьем), а он там был.

И тем не менее, посмотрите, что с ним происходит дальше. В этом же послании он пишет о том, что ему досаждает пакостник плоти, ангел сатаны, дабы он не превозносился чрезвычайностью откровений.

Этот человек, который заслужил у Бога такую милость, что был вознесен в духовный мир и видел и слышал все, что там происходит, и какие-то тайны Божьи ему были открыты. И тем не менее этот великий человек перед Богом получил ангела сатаны в плоть, который его мучил, и тело его постоянно страдало.

В другом послании он пишет, что у него раны. Вероятно, эти раны еще и дурно пахли, и кто-то гнушался апостолом, потому что он был в этих ранах. То есть тело его страдало. Ангел дан был в плоть. Так же, как и Иов, когда Господь попустил сатане испытать веру Иова, он сказал:

«Только душу его не тронь», — и тело было покрыто язвой с головы до ног.

То же самое произошло с апостолом, который оставил нам больше всех из апостолов посланий, поучений, вразумлений и откровений. Тем не менее он испытал то же самое, что Иов, тело его страдало.

Душа, конечно, была не тронута. Его дивные поучения, которыми до сих пор питаются христиане и вразумляются, живут уже 2000 лет.

Ни о каком душевном расстройстве речи не идет, как некоторые люди безумные буквально думают, что он был чуть ли не одержим бесом, то есть душа его была одержима бесом. Но это полное безумие, конечно. Тело страдало, и сказано, что ангел сатаны дан тело удручать.

Почему Господь попускает таким великим людям, как праведный Иов, как апостол Павел, как преподобные многие? Например, Антоний Великий подвергался страшным избиениям от бесов, которые били его реально, они являлись ему в плотном теле.

Демоны имеют такую возможность на несколько часов приобретать некоторое тело, подобное телу человеческому. И избивают иногда таких великих преподобных, как Антоний или Иосифа Исихаста.

Его тоже бесы мучили страшно. И многих других святых. Почитайте жития афонских святых, вы увидите, как бесы избивали старцев.

Почему так попускает Господь?

Ведь без попущения Божьего ничего не бывает. Дело в том, что любой человек несет в себе семя греха — это наследство Адама. И одно из свойств первородного греха, который мы получили, это гордыня. Гордыней пал Адам, Ева, и мы все с вами падаем гордыней.

И это настолько в нас крепко сидит и передается по наследству, что даже святой человек, такой, как апостол Павел, достигший третьего неба, тем не менее и он может в любой момент подумать о себе, что он что-то такое из себя представляет, что-то из себя значит.

А это уже проявление гордыни. Через это он может потерять все свои дарования и даже спасение, потому что гордыня уничтожает все.

Самые великие люди, которые падали, они падали исключительно из-за гордыни. Именно поэтому таким великим людям Господь посылал такие болезни. И апостол Павел говорит именно об этом. Но он соглашается терпеть это:

«Сила Божия в немощи совершается».

Он очень хорошо понимал, что сила Божия в немощи его совершается, потому что эта немощь уничтожает всякую возможность гордыни.

Я как-то уже рассказывал, что и наш преподобный Амвросий Оптинский тоже страдал страшным образом от телесных болезней. Нашему преподобному Серафиму Саровскому голову пробили топором, и он страдал неимоверно.

Казалось бы, какие святые люди, и такое попущение Божье! Это попущение именно для того, чтобы страшный грех гордыни не уничтожил все, что духовно заработал этот человек.

Сегодня же мы читаем Евангелие о богаче и Лазаре. Богач знал Лазаря прекрасно, знал, как его зовут. Но почему он не уделял от своего стола этому нищему? Опять же, все та же гордыня. Гордыня производит такое состояние человека, что он — пуп земли. Он не обращает внимания ни на кого.

Другие люди для него, как сейчас любят говорить некоторые наши олигархи, нищеброды. Какие-то нищие бродяги, на которых вообще нечего обращать внимания.

Это вообще недочеловеки. Они буквально плюют на таких людей. Их как бы не существует для них. Они вознесены над Землей.

Благодаря чему? Только благодаря вещественному богатству. Поэтому не считают нужным вообще позаботиться о ком-либо.

Хотя, как мы понимаем, в те времена, конечно, любой израильтянин прекрасно знал заповеди Божии. Всех их, особенно детей из богатых семей, раввины обучали закону Божию. И они, конечно, знали о необходимости милосердия.

Что мешает быть милосердным?

Только любовь к себе, то есть гордыня. Гордыня проявляется во всякой любви к себе. Я — пуп земли. Поэтому он даже и не думал об этом бедном Лазаре, хотя и знал заповедь Божию о помощи ближнему. И тем не менее Лазарь, сколько ни лежал, ничего не получал.

Умер Лазарь, умер и богач. И, как мы помним, оказались они в очень разных местах. Когда этот богач оказался в аду, в пламени горел, он попросил у Авраама, чтобы он послал Лазаря, назвав его по имени:

«Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».

То есть он знал этого Лазаря, он назвал его по имени, он прекрасно понимал, кто лежит у ворот — какой-то нищий, но он знал его и тем не менее не помог. И результат вот этой гордыни, в которой он пребывал, в заботе только о себе, о своих развлечениях, о своем чреве, о своих деньгах, о своем богатстве, а результат был вот такой.

Умные люди, которые очень богаты, они, к старости обеспечив в какой-то мере достаточно своих детей, все остальное богатство раздавали нищим или строили храмы, помогали монастырям.

Себе не оставляли ничего, потому что когда умрут, они это понимали — ничего с собой не возьмут. И все оставшееся, что у них было, раздавали. Как родители Иллариона Великого, уйдя в монастырь, все раздали бедным.

Действительно, что нужно человеку в старости? Ему очень мало что нужно. Ему нужно одно — спасение души.

Они об этом думали, а, к сожалению, очень многие наши современные люди, обладающие большими, несметными иногда богатствами, совершенно не думают о том, что завтра они умрут и ничего с собой не возьмут.

Это все происходит из-за гордыни. Гордыня помрачает разум, и человек не понимает очевидного, хотя видит глазами, и все равно не понимает — видящие не видят, слышащие не слышат и не разумеют, как говорил Господь.

Именно гордыня — страшный бич человечества.

И мы, если хотим спасти свои души, должны постараться бороться с ней. Это серьезная война против этого греховного качества гордыни, которая есть у нас у всех.

Но если мы не будем с этой гордыней бороться, уничтожать ее буквально каленым железом, выжигать из своей души, то, конечно, ни один из нас не может надеяться на спасение. Это корень всех грехов. Именно гордыня может уничтожить человека. И ничего больше не надо.

Поэтому с этим главным врагом, который является корнем всех других грехов, и плотских, и духовных, с этим врагом мы должны бороться всю свою жизнь. Об этом нам поведал и апостол Павел.

Читайте ещё:

Про ад | Святые места | Дзен

Текст основан на видео с канала «Кавказский скит»