Храм Воскресения Христова занимает особое место в истории русской архитектуры. Этот величественный собор не был приходским, а находился в ведении Министерства двора и не был рассчитан на массовое посещение. Тем не менее, его вместимость составляла около 1600 человек, что делает его поистине грандиозным и просторным. В храме проводились особые службы, посвящённые памяти Александра II, а средства на его содержание выделялись из государственного бюджета.
Собор-памятник оформлен с исключительным мастерством. Здесь можно полюбоваться обширным и высококачественным собранием русской мозаики того времени, а также богатой коллекцией самоцветов, ювелирной эмали и цветных изразцов. Киоты и сень храма представляют собой уникальные произведения камнерезного и ювелирного искусства, созданные мастерами Колыванской шлифовальной и Екатеринбургской, а также Петергофской гранильных фабрик. Эти мастера получили всемирное признание за свои работы.
При строительстве храма был учтён печальный опыт Исаакиевского собора, где часть живописи начала разрушаться ещё до завершения строительства. В 1894 году было решено украсить стены и потолок храма мозаикой по авторским эскизам. Общая площадь мозаичного покрытия составила 7 тысяч квадратных метров. Над эскизами трудились более 30 художников, а создавалась мозаика в мастерской русского художника-мозаичиста В. Фролова. На стенах и потолке храма можно увидеть сцены из библейских сюжетов и изображения святых. Всего представлено 68 сюжетов, которые рассказывают о 277 библейских персонажах.
В интерьере храма Воскресения Христова, расположенного напротив центрального иконостаса, особое место занимает шатровая сень. Она была установлена в июле 1907 года на месте, где получил смертельное ранение Александр II. Сень была создана по проекту архитектора А. А. Парланда, а её оформление стало результатом кропотливой камнерезной работы мастеров Колыванской шлифовальной, Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабрик. Для создания сени были использованы уральские и алтайские камни — родонит, яшма и змеевик.
В основании сени возвышаются четыре колонны, увенчанные базами и капителями. Над ними расположены прямоугольные надкапительные столбики, соединённые каменным навесом и украшенные мозаиками с изображением святых покровителей дома Романовых. Колонны поддерживают высокий антаблемент и каменный резной фронтон, по углам которого можно увидеть стилизованные вазы из николаевской яшмы. Над антаблементом возвышаются 24 кокошника, расположенные в три ряда. Сень увенчана высокой восьмигранной пирамидой и крестом, выполненным из 112 топазовых камней.
Внутри сени металлический каркас обшит медными листами и облицован методом флорентийской мозаики ляпис-лазурью. Для облицовки свода было использовано 3 пуда бухарской лазури. Свод сени украшен сибирскими самоцветами и топазами, которые органично вписываются в композицию в виде звёзд. Большая часть этих камней была взята из запасов Петергофской гранильной фабрики, а оправа для «звёзд» выполнена в мастерской «золотых и серебряных изделий братьев Грачёвых».
Сень ограждена орлецовой балюстрадой и ажурными металлическими решетками, которые были изготовлены на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках. После освещения храма в 1909 году установленная балюстрада, придала сени особую художественную завершенность.
При изготовлении сени были использованы яшмы двух оттенков: серо-фиолетовая и зелёная. Нижняя часть выполнена из яшмы, добытой в Коргонской каменоломне, которая считается одним из богатейших месторождений серо-фиолетовой яшмы на Алтае. Верхняя часть выполнена из зелёной алтайской яшмы, получившей название николаевской.
В первозданном виде сохранились пол под сенью, часть решётки Екатерининского канала и булыжная мостовая, на которые упал смертельно раненный император. Особое внимание привлекают 20 досок из норвежского тёмно-красного гранита, расположенных по периметру фасадов собора. На них золочёными буквами начертаны «деяния Александра II».
Иконостас — это величественная преграда, отделяющая алтарь от центральной части храма. Он был создан из разноцветных итальянских мраморов в Генуе известной фирмой «Нови». Изящная резьба на иконостасе создаёт впечатление, что он выполнен из дерева, но на самом деле это не так. Иконостас — это мраморное произведение искусства, поражающее тонкостью и красотой художественного и декоративного оформления.
Мозаики «Богоматерь» и «Спаситель», созданные Васнецовым для иконостаса, являются настоящими станковыми произведениями искусства. Их строгий рисунок, чёткие контуры и спокойные локальные тона основных цветов придают мозаикам декоративный характер.
Эти мозаики были выполнены мастерами Академии художеств прямым способом набора. Переход с эскиза рисунка на мозаику был уникальным, мелкие кусочки смальты тщательно подбирались по цвету и форме, что позволило передать живые краски оригинала. Для декорирования храма «Спаса на крови» был использован широкий спектр материалов: обычный кирпич, мрамор, гранит, эмаль, медь с позолотой и мозаика.
Внутри храм не менее прекрасен, чем снаружи: он полностью покрыт мозаикой от пола до потолка. Мозаика создавалась из смальты — цветного стекла, изготовленного по особой технологии. Сама по себе смальта — недорогой материал, но кропотливый труд по созданию мозаики из неё поистине титанический, особенно в таких масштабах, как в храме Спаса на Крови.
Мы должны выразить огромную благодарность авторам проекта внешнего и внутреннего убранства храма. Дело в том, что полотна из мозаики более долговечны, чем фрески, и менее подвержены разрушениям со временем. Давайте вспомним из истории, сколько мозаик сохранилось до наших дней со времён античности, а это более двух тысяч лет!
Мозаики «Святой благоверный князь Александр Невский» и «Воскресение Христа», созданные И. И. Кудриным и Н. Ю. Селивановичем в мозаичном отделении Академии художеств, представляют собой произведения высокой техники.
Мозаика северного киота «Святой благоверный князь Александр Невский», созданная по эскизам М. В. Нестерова, изображает князя, молящегося перед иконой в домовой церкви. Образ А. Невского полон уверенности и могущества. На заднем плане в окне можно увидеть северный пейзаж: занесённые снегом крыши домов и шатёр церкви. Этот незамысловатый пейзаж придаёт мозаике национальный колорит. Удачно подобранная цветовая гамма, передающая блеск металлических доспехов и серебристо-голубой кольчуги, органично вписывается в орлецовое обрамление мозаики, становясь неотъемлемой частью убранства киота.
Северный киот, предназначенный для наиболее почитаемых икон, выполнен мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. Среди икон северного киота можно увидеть «Корсунскую Божию Матерь», «Святого Алексия», «митрополита Московского» и другие.
В мозаике южного киота Нестеров по-своему представил образ Христа. Композиция построена на контрасте вертикальных линий. На фоне сияющего золотом входа в гробницу возвышается фигура Христа в белой накидке.
Колорит мозаики светлый, с использованием бледно-жемчужных тонов, которые было трудно передать в технике мозаики. Однако именно они делают работу особенно выразительной на фоне тёмно-розового орлеца киота.
Сдержанный и неяркий колорит, характерный для творчества Нестерова, и внутренняя экспрессивность композиции мешали художнику создавать монументальный образ. Но в мозаиках храма-памятника он сумел сохранить индивидуальный стиль. Все его работы очаровывают лиризмом, чистотой и удивительной гармонией красок.
Южный киот — это место для наиболее почитаемых икон. Он был выполнен мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. Мозаика «Воскресение Христа» была создана по эскизу М. В. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств.
Иконы, которые можно увидеть в южном киоте: «Спас Нерукотворный», «Казанская Божия Матерь», «Арх. Михаил», «Св. Николай Чудотворец» и другие.
А. А. Парланд, считал, что оформление храма должно было быть доверено А. П. Рябушкину, известному своими самобытными и оригинальными работами, которые были созданы под влиянием глубокого изучения древнерусского и русского искусства.
Произведения художника можно увидеть на северной стене, в арочном проёме алтаря. Они посвящены эпизодам земной жизни Христа, представленным в виде жанровых сцен. В работах явно прослеживается стремление автора передать эмоциональную индивидуальность образов. Особенно выделяются мозаики «Брак в Канне Галилейской» и «Хождение по водам», которые отличаются лаконизмом и яркой цветовой гаммой, что делает их выразительными.
В мозаичном убранстве храма «Спаса на крови» особое место занимают работы Н. Н. Харламова, имя которого сегодня незаслуженно забыто.
Харламов был признанным художником-монументалистом, и ему было поручено создать алтарь и пять куполов, которые венчают весь мозаичный ансамбль. В своих работах он возродил технические приёмы византийского искусства, такие как обобщённость композиции и статичность.
Наиболее ярко это проявилось в мозаике «Пантократор». Лик Христа с огромными тёмными глазами, устремлёнными на зрителя, необычайно притягателен. Композиция схематична и не детализирована. Цвет используется не более чем в двух оттенках, а чётко очерченный силуэт Христа на голубом фоне подчёркивает плоскостность изображения. Всё это позволило мастеру создать яркий монументальный образ.
По канонам византийского искусства выполнены мозаики «Христос во славе», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь» и другие. Они органично завершают композиционный строй конхи алтаря и малых куполов собора.
Мозаики храма стали началом нового этапа в развитии русского мозаичного искусства. Над их созданием трудилась группа талантливых мастеров, среди которых особенно выделялись Г. Ф. Батюшков, В. С. Кузнецов, И. М. Баранов и М. А. Петров. Эти художники обладали интуитивным чувством цветовой гармонии, что позволило им создать яркие и гармоничные композиции.
Они разработали особый метод набора мозаик, основанный на упрощении живописных оригиналов с использованием только основных цветовых тонов. Этот подход не ограничивал творческую свободу художников, позволяя им свободно выражать свои идеи как в области рисунка, так и в композиции.
Живописные эскизы для мозаик храма создавала группа художников, каждый из которых привносил свои уникальные черты в общий стиль. Среди них можно выделить работы в традициях академизма, созданные по эскизам А. П. Рябушкина, Н. А. Кошелева и Н. К. Бодаревского. Композиции В. М. Васнецова и Н. Н. Харламова, вдохновленные византийской иконописью, отражают особенности этого художественного направления.
Также присутствуют мозаики в стиле модерн, представленные работами М. В. Нестерова и В. В. Беляева. Отдельную группу составляют изысканные мозаичные орнаменты, выполненные по оригинальным эскизам А. А. Парланда и А. П. Рябушкина. Они создают яркий красочный «ковёр», разделяя и объединяя мозаичные композиции. Эти орнаменты, удивительные по цвету и рисунку, играют важную роль в общем мозаичном оформлении здания.
Среди всего многообразия мозаик и мозаичных композиций стоит выделить работы, созданные по оригиналам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, Н. Н. Харламова и В. В. Беляева, которые стали истинными шедеврами мозаичного искусства.
Пол собора — настоящее произведение искусства, украшенное изысканным орнаментом из мраморной плитки. Всего было создано 45 уникальных узоров, которые покрывают более 600 квадратных метров пола.
Нижняя часть стен также выполнена из камня: мрамора и яшмы.
Храм Воскресения Христова неоднократно находился на грани исчезновения. Его насыщенная история полна трагических событий. В 30-е годы храм был закрыт, что привело к его постепенному разрушению. Во время Великой Отечественной войны в его стенах располагался морг, а после войны — склад декораций Малого оперного театра.
Однако культурное наследие Храма Воскресения Христова нашло своё достойное применение. В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. В том же году Исполком Ленгорсовета принял решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови. 12 апреля 1971 года храм-памятник был передан на баланс музея.
Началось многолетнее восстановление храма. Его строительство продолжалось 24 года, а реставрационные работы заняли 27 лет — основной этап завершился в 1997 году. Реставрация коснулась внешних и внутренних элементов собора.
Посещение внутреннего убранства музея-памятника Храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге составляет 600 рублей для одного человека. Более подробную информацию о ценах вы можете получить на официальном сайте.
Я в восторге от этого величественного собора, созданного гениальными и талантливыми мастерами. Это настоящее произведение искусства, которое впечатляет своей монументальностью, уникальностью, умиротворением и Божественной красотой. Внутри храма можно бесконечно долго разглядывать мозаичные полотна, композиции которых словно оживают со страниц Библии. Их так много, что они создают ощущение светлого погружения в мир духовных ценностей. 💖
Спасибо за внимание!
С вами была Виктория. 😍
Если вам понравилось статья, поставьте палец вверх! 👍
Подписывайтесь на канал, читайте предыдущие статьи и новые публикации, смотрите видео и оставляйте комментарии. 😉
Возможно, вам будут интересны другие мои материалы, подборка «Санкт-Петербург»: 👇