Найти тему
Zаписки журналистки

Про выживаторов: как распознать и общаться

Оглавление

Есть у нас народная забава – в выживание играть.

Вот есть категория бедных людей, которые отчаянно стараются казаться богатыми. Они скупают подделки, берут напрокат дорогостоящие наряды, технику и автомобили для фотосессии, экономят весь год, чтобы разок сходить в модный пафосный ресторан, а иногда, бывает, берут шубы и золото в кредит. Делается это с одной-единственной целью – хотя бы произвести впечатление за невозможностью жить так на самом деле.

И есть другая категория бедных людей. Они, наоборот, всячески выставляют напоказ и подчёркивают свою бедность. Жирным красным маркером, так, чтоб видел даже слепой – им очень и очень тяжело и плохо.

И если первое явление ещё как-то логически объяснимо (в конце концов, каждому нормальному человеку хочется производить хорошее впечатление вне зависимости от обстоятельств), то второе как минимум напрягает. А как максимум вызывает искреннее непонимание – это вообще что?

А это – выживаторство. Такого слова нет? Что ж, теперь будет.

Сразу оговорюсь – не следует путать выживаторство с дауншифтингом. Дауншифтинг – это про добровольный отказ от общепринятых благ. Дауншифтер живёт в соответствии со своими собственными ценностями, на распространённые в обществе ему плевать, ему и так зашибись. Он не будет трубить на каждом углу, насколько ему плевать, и бить себя кулаком в грудь «я дауншифтер!», ибо его образ жизни для него – норма. Выживаторство же – про невозможность получения общепринятых (и страстно желаемых) благ и показательную демонстрацию этого.

Отличительные черты и риторика выживаторства.

1. Перманентное нищщастье. Нет, это не временные трудности, с какими так или иначе сталкиваются все люди. Но одни из них выбираются, решают проблемы, меняют ситуацию и в конечном счёте свою жизнь, а выживаторы – нет. Они живут в этом всегда, не пытаясь ничего сделать для изменения в лучшую сторону. Они ждут, когда всё разрулится само собой, прилетит волшебник в голубом вертолёте или фея-крёстная и всё исправит. Однако парадокс в том, что даже когда что-то подобное происходит (в человеческом обличье, разумеется), ничего не меняется. Внезапно свалившееся наследство от троюродной бабушки бездарно профукивается, муж/жена доводится до побега из отношений, иные подарки судьбы оказываются «не такими», а внезапно открывшиеся возможности и вовсе с презрением игнорируются – кааак, ещё делать что-то надо?! Всё возвращается на круги своя – выживатор снова остаётся ни с чем.

Картинка с просторов Интернета.
Картинка с просторов Интернета.

2. Упоение человека своим бедственным положением. Даже если он это отрицает и негодует на тему «как вообще ЭТИМ можно упиваться?» Однако попробуйте предложить этому человеку что-то сделать для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему – он найдёт миллион отговорок и причин, почему он не может этого сделать, начиная завуалированным «у соседки котёнок больной и она меня иногда просит с ним посидеть, как я могу что-то изменить в своей жизни?» и заканчивая откровенным «я не хочу».

Вот об это «я не хочу» моя риторика, казалось бы, спотыкается – дескать, каждый человек имеет право на свои желания. И это действительно так. С одним только «но»: раз не хочешь – значит, не надо. А раз не надо – значит, всё устраивает. В том числе и бедственное положение. Это зона комфорта выживатора. А зона комфорта, как известно, не про физический комфорт, а про моральный, в котором человеку привычно и уверенно, всё устоялось, а страх неизвестного либо банальное нежелание что-то менять сильнее текущего состояния человека.

Выживаторство по сути своей есть не что иное, как агрессивное проявление синдрома жертвы. Не получая по жизни желаемых благ, человек чувствует себя беспомощным (а особо ранимый ещё и каким-то ущербным), в этом «жестоком зажравшемся мире буржуев». А так как лучшая защита – нападение, жертва играет «на опережение»: демонстративно противопоставляет себя всему миру в духе «вот вы все такие довольные и успешные, а я буду несчастным бедолагой» и гнёт свою бедолажную линию с упорством танка, давящего всё на своём пути. Цель сего действа проста, хоть и редко осознаётся самими жертвами – заставить окружающих испытывать дискомфорт и чувство вины за свои прямо-таки неприличные довольство и успешность, когда в Африке дети голодают рядом есть такой вот бедолага, который последний хрен без соли доедает. Собственно, потому оно и агрессивное.

Однако от классической жертвы выживатора отличает вполне себе отчётливое понимание собственной «жертвенности» и активное её принятие и использование. Для выживатора эта «жертвенность» – неиссякаемый источник переживаний и эмоций, способ самоидентификации и самоутешения. Они не могут без этого. Я уже писала о подобном в статье про культ слабости, и вот тут – примерно то же самое.

И «страдают» выживаторы ярко, красочно, со вкусом, смакуя каждую мельчайшую деталь своих несчастий, накручивая себя и получая в своих страданиях энергетическую подпитку для всё бОльших страданий. Зарплата у них – крохотулечная, которой хватает только на конскую коммуналку 3 593 руб. 21 коп. в октябре и на еду «Красная цена» из Пятёрочки с выходящим сроком годности по скидке 73%. А всё из-за гада и сволочи начальника – недооценивает и не платит зарплату на достойную жизнь, потому что гуляет и спускает всё на молоденькую профурсетку из дома №3 по улице им. Васи Пупкина. И государство – гадское, сами живут во дворцах, а квартиры даром не раздают, приходится ютиться в хрущёвке 30 кв.м. с кухней 5,4 кв.м., с прогнившей батареей на кухне, которую поменять не на что, ведь на это нужно 32 120 руб., а где их взять, когда на «Красную цену»-то еле хватает, а одежду-обувь и вовсе в «отдам даром» собирать приходится, всё подряд, а потом ещё и дырочки на ней штопать, чтоб выглядеть хотя бы аккуратно, раз модно не получается, ведь не всем же доступно покупать хорошие вещи…

Да, виноват именно гад и сволочь работодатель, которого нельзя сменить из-за того самого соседского котёнка, и государство, которое везде и всюду намеренно ограничивает и мешает несчастному жить достойно. Бывает ещё, виноваты родители, мужья/жёны, другие родственники. Ну да это неважно, важен факт «страданий».

Картинка с просторов Интернета.
Картинка с просторов Интернета.

3. Демонстративность бедственного положения. Противопоставляя себя окружающим, жертва прямо-таки упивается своей «особенностью» и «некаквсешностью» и очень сильно дорожит тем, что даёт ей эти ощущения. Потому и не хочет ничего менять.

Выживаторы прямо-таки обожают хвалиться масштабами своих несчастий. Они охотно делятся, как выживают впятером в общаге в 10-метровой комнатушке, как пашут в три смены за 30 тыщ, в какие долги они влезли, чтоб собрать ребёнка в школу, как выгодно они урвали на барахолке суперпупермегакрутые штаны за 200 рублей или 40-летнюю бэху (всего дважды битую, во!) за 20 тыщ и как ловко они выбили у цыганки на рынке скидку 50% на килограмм картошки. В 9 случаях из 10 вся эта хвальба сопровождается как бы невзначай ввёрнутыми «можно же скромно/дёшево», «ничуть не хуже», «зачем платить больше» и т.п. Эдакое бесконечное сравнение себя несчастного с зажравшимися буржуями и поиск самоутешения.

В 10-метровой комнатушке и двоим-то тесно, что уж про пятерых говорить. Каждому человеку нужно хоть какое-то личное пространство дома, особенно если речь идёт о разнополых детях. Штаны за 200 рублей сшиты из синтетики жутковатого качества, в которых в жару жарко, а в холод холодно, в отличие от хлопковых за 1000. Картошка со скидкой оказывается наполовину гнилая. А 40-летняя «всего» дважды битая бэха буквально рассыпается на ходу, в отличие от автомобиля посовременней и подороже, а это уже вопрос элементарной безопасности. Действительно, зачем платить больше!..

Однако гораздо показательнее тот момент, что выживаторы в принципе хвастаются вещами, которые для большинства настолько обыденны, что не заслуживают акцентирования на них внимания – одежда, продукты и т.п. Причём даже не столько вещами, сколько их ценой. Смотрите все, мол, как дёшево можно жить. А то вы, буржуи, всё за дорогим и разрекламированным гоняетесь и переплачиваете. Дураки какие-то, право слово.

Да, неприязнь к «зажравшести буржуев» и гордость за свой собственный «продуман» каким-то невообразимым образом сочетается с непоколебимой уверенностью в том, что выживатор – самый умный и лучше всех всё знает. Однако, получив объяснение вроде выделенного курсивом, выживатор тут же кидается в защитную стойку – «я бедный! у меня таких деньгов отродясь не водилося!» И тут же, без перехода, поведает слезливую историю, как сложно выживать в этом злом мире зажравшихся буржуев-понторезов несчастному выживатору, вынужденному довольствоваться синтетикой за 200 рублей и ютиться впятером на 10 квадратных метрах.

Обратите внимание – уже скромненькое «довольствоваться», а не гордое «не переплачивать».

Кстати, что-то мне подсказывает, расхожий миф по поводу «переплаты за бренд» придумали именно выживаторы. О том, почему это миф и за что мы на самом деле «переплачиваем», я, пожалуй, напишу позже.

Картинка сгенерирована нейросетью ЯндексАРТ.
Картинка сгенерирована нейросетью ЯндексАРТ.

4. Бесконечное сравнение с себя другими. Это то, на чём зиждется выживаторство. Человек не может спокойно смотреть на чужое благополучие, он всегда сравнивает его обладателей с собой. И, конечно же, в пользу себя любимого – находя в других недостатки, которыми, по его мнению, энто самое благополучие обусловлено, и которых у него самого нет. Если кто-то получил хорошую должность – то «по блату», если кто-то купил новую квартиру – то «наворовал» и т.п. Но даже когда придраться не к чему, выживатор найдёт миллион витиеватых предъяв вроде «зато у них дети без присмотра, пока они там пашут», «зато он жизни не видит, пока за баблом гоняется» и т.п.

И всё это, конечно, под соусом «…потому что я честный», «…зато я свободный» и т.п.

Удивительно, но выживаторы любят сравнивать себя даже с другими такими же выживаторами. Их хлебом не корми, дай только посостязаться, кто больше страдает и круче выживает. И чем плачевнее ситуация, тем круче выживатор и тем ближе лавры Самого Честного и Свободного. Например, в состязании «двое в типовой 30-метровой однушке на 30 тыщ в месяц» против тех же «пятерых в десятиметровой комнатушке на 20 тыщ в месяц» лавры однозначно останутся за вторыми.

Картинка с просторов Интернета.
Картинка с просторов Интернета.

А в чём, собственно, причина?

Да всё в том же – в удобстве быть слабой жертвой, о котором я писала вот в этой статье. В переводе на финансовое положение выгоды очевидны – выживатора жалеют если не все, то многие. А это, помимо бальзама на «страдающую» душу, даёт множество вполне себе осязаемых плюсов, начиная прощением долгов от постоянных спонсоров вроде родных/друзей и заканчивая возможностью получать многое даром. В итоге выживатор живёт вполне себе на уровне, не ударив для этого пальцем о палец.

Что, однако, не мешает ему завидовать всему миру. И своим спонсорам – в первую очередь.

Такой человек даже их помощь принимает с мыслью вроде «ну дааа, у тебя-то всё зашибись, ты-то можешь себе позволить разбрасываться …». Если даже не осознанной до конца, то фоновой. А всё фоновое, как известно, рано или поздно проскальзывает на передний план. При этом вовсе не обязательно выживатор испытывает неприязнь к своему окружению, вовсе нет – он может совершенно искренне его любить и дурной мысли не допускать. Но такова природа выживаторов – они так или иначе сравнивают себя с другими. Иначе они не были бы выживаторами. Почему?..

Когда человек принимает своё положение как данность, ему в нём искренне нормально – он в принципе не будет сравнивать себя с другими. Ему до лампочки, кто там ездит на новеньком Крузаке, а кто носит Праду. Ему хорошо там, где он есть. Да, такое тоже бывает, когда человеку искренне до лампочки же материальное – сыт, одет, здоров, крыша над головой есть, и слава Богу. Это – достойная бедность. Точнее, не бедность, а жизнь по средствам. И достойная она именно из-за достоинства того, кто в ней живёт. Такие люди, как правило, понимают, что не всем быть богатыми и успешными, и их это место одного из «не всех» вполне устраивает. А где есть принятие, там нет самоутверждения и самооправдания. Это круто и заслуживает только уважения.

А есть выживаторство – бедность с надрывом, с вымукой, с бесконечной оглядкой на «всех», с непрекращающимися сравнениями и завистью. Отсюда и соревнования, кто больше перестрадал, и крики про «зажравшихся буржуев», и выпячивание своего бедственного положения, и неискоренимая тяга к халяве. Именно к халяве, а не к разумной экономии ресурсов и умению считать деньги. Как раз ни того, ни другого там нет – такой человек будет экономить на элементарном вроде еды, одежды или собственного здоровья, но в бутылочке хорошего вина в субботу себе не откажет. Под эгидой «ведь я страдаю – заслужил, имею право!», конечно же. И именно с привязкой к страданиям.

К слову, почти вся дичь в жизни человека начинается с этого вот безапелляционного «имею право!» при недовольстве этой жизнью. Человек таким образом даёт себе отмашку – но не с позитивной мотивацией, а с негативной вроде «я же страдаю». В ней – в мотивации – вся разница. Чтоб было понятно, объясню на примерах.

У обычного человека это происходит примерно так: «я сделал то-то и то-то и добился результата – я заслужил». Его мотивация – позитивная, он вознаграждает себя за результаты своего труда, тем самым мотивируя себя в дальнейшем добиваться ещё большего.

А у выживатора это происходит так: «ведь я так несчастен и страдаю – я заслужил». Его мотивация – негативная, она основывается не на каких-либо конкретных действиях и достижениях, а сугубо на отрицательных переживаниях. Это не вознаграждение, это самоутешение и поощрение страдать дальше.

Каждый школьный стрелок убеждён, что «он же страдал от обид, а значит, право имеет». Каждый мелкий воришка-карманник убеждён, что «он же страдал в нищете, а значит, право имеет». Каждый изменник убеждён, что «он же несчастен, а значит, право имеет».

И даже если совесть «право имеющего» не позволяет ему идти на откровенный криминал – он в любом случае совершает и будет совершать как минимум неразумные и вредные для него самого поступки, как максимум поступки нехорошие и аморальные. Ибо всё начинается с малого и зависит исключительно от масштабов «страданий». Стоит только один раз осознанно позволить себе что-то глупое и нехорошее, чтобы катиться вниз со страшной скоростью и свистом в ушах и однажды обнаружить себя в ещё худшем положении, чем было изначально.

Потому что проблемы нужно решать, а не зарихтовывать и не оправдывать их, не упиваться ими. И делать, а не прикидываться. Ну да ладно, простите мне это небольшое лирическое отступление.

Картинка с просторов Интернета.
Картинка с просторов Интернета.

Особенности взаимодействия.

Если вам когда-либо доводилось сталкиваться с выживаторами, вы знаете, как сложно общаться с такими людьми. Волны негатива, исходящие от них, ощущаются буквально физически. Вы можете быть сколь угодно психологически устойчивым к чужому воздействию, но и в этом случае выживатор выведет вас из душевного равновесия. Испытываемое при этом ощущение не имеет ничего общего с сочувствием, жалостью или другими чувствами, которые мы испытываем, соприкасаясь с чьей-либо бедой, и которые облагораживают душу. Нет, это что-то более тягомотное, обессиливающее, неприятное, от чего инстинктивно хочется содрогнуться и отойти подальше, чтобы не забрызгало, и что оставляет на душе мрачные, тяжёлые ощущения. Чем-то это сродни энергетическому вампиризму, только наоборот – когда на вас скинули часть своего негатива. А выживатор, как мы уже знаем, его вечный генератор, запитывающийся сам от себя. От классического энергетического вампира выживатора отличает то, что полноценно заряжаться от других позитивом он не может. Практически единственное, что может послужить для него источником позитива – это чьи-то беды. Если вы слышите/видите, как какой-нибудь человек со злобой и неприязнью отзывается о чьих-то успехах, буквально «гаснет», когда ему о них говорят, и прямо-таки светится от радости, взахлёб рассказывая о чьих-то несчастьях и проблемах и насколько этот кто-то ужасен и отвратителен – перед Вами с вероятностью 95% выживатор. В 5% случаев это может быть просто злой человек или негативщик.

Общение с выживатором напоминает прогулку по минному полю – никогда не знаешь, где рванёт. А спровоцировать взрыв может что угодно, начиная случайной фразой «ой, я ещё спал, потому не слышал твой звонок <в 11 часов утра>» и заканчивая новой кофточкой. У выживатора это вызывает бурную реакцию на тему «везёт же, а я вот с 6 на ногах – столько делов, столько делов, и всё на мне одном, бедном-несчастном, тружусь аки пчёлка без продыху!» и «везёт же, а мне вот столько всего нужно, а не на что, зарплата-то маленькая, а цены растут», о чём он не преминёт вас проинформировать в любой форме. Даже в завуалированной. Даже не сразу.

Самый простой способ общаться с выживаторами, не вляпываясь при этом в то самое обессиливающее и неприятное – просто не допускать этого. Во-первых, по возможности избегать всего того, что может его дополнительно спровоцировать. А во-вторых, если возможности избежать нет (ну вот повыкидывали вы все старые кофточки, не голым же идти?) или рвануло ни с того ни с сего… вот тут есть хороший лайфхак – техника вопросов.

Остановить выживатора можно простым вопросом «Зачем ты мне это говоришь?»

Да, немного грубовато. Однако и вам навязывают отнюдь не букетик цветов – на вас самым бесцеремонным и навязчивым образом выливают тухлую субстанцию из злости, зависти и обидок. И вы имеете полное право раскрыть над собой зонтик.

Во-первых, так вы спасёте себя от нового потока тухлятины, а во-вторых, у вас есть шанс спасти самого выживатора. Ибо данный вопрос как минимум остановит его токсичные излияния и заставит наконец копнуть самого себя – а действительно, зачем?

Ответ всегда на поверхности – чтобы выговориться.

И вот тут на помощь приходит второй вопрос – «Хорошо, я тебя услышал. Очень жаль, что вот так. Что ты думаешь делать с этим дальше?»

И этот вопрос одновременно убивает двух зайцев. Во-первых, он даёт выживатору понять, что вы – не унитаз для бесконечного слива тухлятины и не намерены бесконечно всё глотать и тратить своё время и эмоциональный ресурс на бессмысленные переливания из пустого в порожнее. А во-вторых, он снова заставляет выживатора задуматься – а может, действительно можно что-то изменить? Нет, не потому, что он прям так жаждет этого, а в связи с «во-первых», ибо само явление выживаторства требует как минимум «буржуйский» фон, без него оно существовать не может. И если вдруг «буржуйские» уши и глаза по причине «во-первых» отвалятся, выживатору банально не перед кем будет демонстрировать своё выживаторство. В конечном счёте у него остаётся только два пути – отставить выживаторство либо остаться в одиночестве. Второй путь для выживатора по понятным причинам абсолютно неприемлем.

Ответ на второй вопрос снова на поверхности – ничего, просто так сказал.

И тут третий вопрос – добивающий – «Зачем тогда об этом говорить, если это ничего не изменит?»

Круг замкнулся. Выживатор в ступоре. Он начинает понимать, что чего-то не понимает. Как минимум он поймёт, что говорить с вами на излюбленные темы бесполезно. Как максимум может понять, что его логика где-то дала сбой и что у любого действия в конечном счёте действительно должен быть результат, а там и до превращения из профессионального страдальца в обычного человека не так уж далеко.

Жестковато, но есть вещи, до которых человек должен дойти сам.

Разумеется, в разговоре такие вопросы снабжаются смягчающими фразами, выражающими готовность поддержать и при возможности чем-то помочь (но только искренне). Как ни крути, а люди охотнее прислушиваются, когда чувствуют, что их понимают (или хотя бы пытаются понять) и принимают.

Картинка с просторов Интернета.
Картинка с просторов Интернета.

Но, пожалуй, самое главное – говорить с выживатором нужно прямо, ни в коем случае не допуская тоненьких намёков и иголочек, ибо это поле самого выживатора. Становиться же на один уровень с ними ни в коем случае нельзя – они вас всё равно переиграют, состязаться и давить на совесть у них профессиональное. Во-первых, некоторые люди намёков не понимают, во-вторых, малейший намёк вызывает у выживатора дискомфорт более лютый, чем прямое заявление в лоб. А того, что выживатор делает по отношению к другим, в свой адрес он не терпит. Такова его психология – он же, мол, самый умный и правильный. То есть никаких «а вот у меня есть знакомый, он такой-то <как выживатор>, это так нелепо» в общении с ним – он почувствует, в чей огород этот камень, и обозлится ещё больше. Ибо насколько он глазаст в наблюдении за объектами зависти, настолько же слеп в отношения себя и себе подобных.

Ещё один важный момент – никогда не потакать (именно потакать, на постоянной основе, а не разово в сложной ситуации) выживатору, во всяком случае, если та или иная форма потакания противоречит вашим принципам и убеждениям. Стоит один раз «дать слабину» – с вас не слезут и вы автоматически станете должным. Почему? Да потому что можете. Можете спонсировать выживатора, т.к. вам это не в напряг, ить вы живёте припеваючи и в ус не дуете, по его мнению. Можете выполнять любую его просьбу, т.к. вам это не в напряг, ить вам-то о выживании думать не приходится, а значит, вы свободны. Выживатор искренне уверен, что у всех, кто живёт, а не выживает, забот нет, ибо всё, что лучше, чем у него, он в упор не понимает. Ты ж, мол, не в общаге впятером живёшь? Чо тебе ещё-то надо?

Ну и не жалеть без конца. Постоянная жалость с бесконечными «ты ж моя бедняжечка, как жизнь к тебе несправедлива» – это тоже потакание, если не сказать, наркотик для выживатора.

Как ни крути, а жизнь нас часто сталкивает с самыми разными людьми. Надеюсь, эта статья поможет вам, дорогие читатели, избежать многих неприятных моментов и переживаний и сделать общение с отдельными людьми более приятным.

Ещё по теме: