В преддверии мультимедийной выставки «Семь грехов и семь добродетелей», которая стартует в январе в галерее ARTMAISON, мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по миру человеческих страстей. У вас будет редкий шанс стать свидетелем создания медиакартин в режиме реального времени на одном из 28 эксклюзивных мероприятий. Особую интригу добавляет участие в этих событиях знаменитых личностей из мира искусства и бизнеса.
В этой статье мы погрузимся в тему греха и его многоликих проявлений, исследуя, как темные стороны человеческой натуры запечатлены и интерпретированы в искусстве.
Ревность и зависть в классической литературе
Зависть имеет силу разрушать отношения между близкими людьми, соседями, бизнес-партнерами и даже целыми народами. В Библии зависть стала причиной первого преступления в человеческой истории, когда Каин убил Авеля. Этот древний грех проникает в самые глубокие уголки человеческих отношений и приводит к трагическим последствиям.
Но об этом позже. Сейчас сделаем небольшое отступление и поговорим о литературе.
В литературе зависть также занимает важное место. Например, в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», которая в ранних вариантах могла носить название «Зависть», отображается эта разрушительная эмоция. Исследователи предполагают, что Пушкин сначала хотел назвать произведение именно так, но затем вернулся к первоначальному названию.
Интересно, что слух о том, что Антонио Сальери якобы признался в убийстве Моцарта, распространился в Вене в 1824 году, спустя более 30 лет после смерти композитора. Этот слух, возможно, повлиял на Пушкина — согласно предположениям, он мог ознакомиться с ним через французские газеты, такие как «Journal des Débats».
В мире искусства зависть также проявляется в различных формах. В стихотворении А. Блока «Поэты» говорится о зависти между поэтами, которые встречают друг друга с надменными улыбками. В трагедии Шекспира «Отелло» зависть Яго к Кассио разрушает жизни и дом. Яго восстает против Кассио, утверждая, что его присутствие делает его самого уродливым.
Гёте в «Печалях Юного Вертера» представляет зависть и ревность как ключевые элементы трагического любовного треугольника. Вертер, не в силах справиться с ревностью и отчаянием из-за своей любви к замужней женщине, в конечном итоге убивает себя. Этот акт саморазрушения подчеркивает, как зависть и ревность могут привести к глубочайшему внутреннему конфликту и трагедии.
Зависть в сказках
Франц Ютнер. Иллюстрация к «Белоснежке»
В сказке «Белоснежка» братья Гримм пишут о зависти и её последствиях. История повествует о королеве, чья зависть к красоте её падчерицы Белоснежки приводит её к совершению ужасных злодеяний.
Сюжет начинается с того, что королева-мать, сидя у окна с черной деревянной рамой, случайно колет палец и роняет три капли крови. Смотря на кровь, она желает иметь ребёнка с кожей белой, как снег, румянцем как кровь и волосами черными, как дерево. Это желание сбывается, и рождается девочка по имени Белоснежка, воплощающая все желания её матери. После смерти королевы король женится на другой женщине, которая оказывается гордой и завистливой красавицей.
Когда Белоснежке исполняется семь лет, её мачеха с помощью волшебного зеркала обнаруживает, что теперь самой красивой в стране является ее падчерица. В результате завистливая королева решает избавиться от Белоснежки и приказывает псарю убить её, принеся в доказательство её лёгкое и печень. Псарь, жалея девочку, приносит мачехе органы молодого оленя, которые королева готовит и ест.
Белоснежка же находит хижину в лесу, где остаётся благодаря гостеприимству семи горных гномов-рудокопов. Гномы, восхищённые её красотой и добротой, позволяют ей остаться при условии, что она не будет общаться с незнакомцами. Королева, узнав от зеркала, что Белоснежка всё ещё жива, трижды приходит в хижину под разными личинами — сначала с удушающим шнурком для платья, затем с ядовитым гребнем и, наконец, с отравленным яблоком. Каждый раз Белоснежку спасают гномы, но в третий раз попытка убить оказывается успешной. Белоснежка умирает, но её тело остаётся свежим и румяным, и гномы решают хранить её в хрустальном гробу на вершине горы.
Злая королева наконец узнает от зеркала, что она теперь краше всех, но её удовольствие недолговечно. В версиях братьев Гримм королева встречает ужасную смерть: её заставляют танцевать в раскалённых железных башмаках до тех пор, пока она не упадёт замертво.
Сказка братьев Гримм о Белоснежке имеет аналогии с пушкинской «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях», написанной осенью 1833 года в Болдино. В обеих версиях зависть и её губительное воздействие представляют собой центральную тему, показывая, как это чувство может разрушать жизни и приводить к трагическим последствиям.
Человеческие эмоции в мифах древней Греции
Древнегреческий миф о Кроносе (или Сатурне) — история о страхе перед пророчеством. Согласно мифу, Кронос, опасаясь, что один из его собственных детей свергнет его с престола, начал поглощать их сразу после рождения. Этот ужасный акт был его попыткой избежать собственной судьбы.
Питер Пауль Рубенс. Сатурн, пожирающий своего сына
Художник Питер Пауль Рубенс на картине «Сатурн, пожирающий своего сына», в отличие от классической версии мифа, где Кронос проглатывал своих детей в пеленках, изображает Сатурна в полном безумии, разрывающего плоть своего ребенка. Эта сцена демонстрирует крайнюю степень ненависти и жестокости, которая может исходить от зависти и страха. Сатурн, не зная ни преграды, ни сострадания, представляет собой аллегорию зависти, которая способна затмить человеческую природу и подорвать все моральные устои.
На картине Рубенса зависть изображена как неумолимая и беспощадная сила, разрушающая всё на своём пути. Миф о Кроносе служит ярким примером того, как страх и зависть могут привести к самоуничтожению и жестокости, когда человек становится готовым на любые действия, чтобы сохранить власть.
Еще одну сцену из мифов древней Греции изображает Сандро Боттичелли на картине, датируемой 1485-1488 годами. Речь идет о мифологической сцене, связанной с судом Париса. На этой картине Парис, пастушонок, выбрал Афродиту, богиню любви, как самую прекрасную из трёх богинь, и вручает ей золотое яблоко как знак признания ее красоты.
Сандро Боттичелли. Суд Париса
На полотне мы видим трех богинь — Афродиту, Геру и Афину. В момент вручения яблока, две из них, Гера и Афина, отворачиваются в сторону, задумавшись о мести. Это жест подчеркивает злость и зависть, которую они испытывают из-за несправедливого выбора Париса, что в мифе приводит к последствиям для всей древнегреческой мифологии.
Как описывает зависть Библия
Вернемся к библейской истории о Каине и Авеле, которая наглядно показывает зависть и её последствия. Каин, который был земледельцем, не любил свою работу и природу вокруг себя. Он завидовал всему, что было ему недоступно: птицам, звёздам, деревьям. Его зависть проявлялась в ненависти ко всему, что он считал превосходящим его собственное существование.
Когда Каин и Авель принесли жертву Богу, Каин предложил плоды земли, а Авель — первородного овна. Авель приносил жертву с верой и молитвой, ожидая милости Божьей, в то время как Каин приносил её без истинного почтения, считая это своей обязанностью. Бог принял жертву Авеля, но отверг жертву Каина, что стало причиной его глубокого огорчения и зависти.
Видя предпочтение, оказанное брату, и понимая, что его собственные злые поступки были осуждены, Каин погрузился в ярость. Бог, видя его внутренний конфликт, предупреждает Каина о грехе, который надвигается на него, и призывает его контролировать свои негативные эмоции. Однако Каин, игнорируя предостережение, впускает зависть и злобу в своё сердце.
В результате Каин заманивает своего наивного брата в поле и расправляется с ним, совершая первое убийство в истории человечества. Это преступление стало следствием его непомерной зависти и неспособности справиться с собственными отрицательными эмоциями. История Каина и Авеля показывает, как зависть может приводить к крайним поступкам, изменяя природу человека и его отношения с окружающими.
Тициан Вечеллио. Каин и Авель
Тициан Вечеллио написал картину «Каин и Авель», иллюстрирующую конфликт двух братьев. В центре композиции Каин, с выражением ярости на лице, замахивается дубинкой на падающего Авеля, который безуспешно пытается защититься. Мрачный фон и контрастные цвета усиливают драматизм сцены, подчеркивая трагическую природу человеческой зависти. Контраст между освещенными фигурами и мрачным фоном символизирует конфликт между светом и тьмой, добром и злом.
Художники разных эпох и стилей интерпретировали зависть как глубокое и опустошающее чувство, проявляющееся в различных формах и символах. Художественные представления зависти помогают нам понять её многогранную природу и воздействие на человеческие отношения и внутренний мир. Художники передают зависть как неуправляемую страсть, которая приводит к конфликтам, насилию и внутреннему разладу.
В следующем материале мы продолжим рассказывать о зависти и ревности на полотнах известных художников.
Пока что можно записать в календарь, что открытие выставки «Семь грехов и семь добродетелей» состоится 2 января 2025 года. А если вы решите посетить мероприятия, где на глазах у зрителей будут создаваться мультимедийные картины, то билеты можно приобрести на сайте галереи ARTMAISON.