Найти тему
ARTMAISON

Оттенки зависти и ревности: литературное отражение человеческих страстей

В преддверии мультимедийной выставки «Семь грехов и семь добродетелей», которая стартует в январе в галерее ARTMAISON, мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по миру человеческих страстей. У вас будет редкий шанс стать свидетелем создания медиакартин в режиме реального времени на одном из 28 эксклюзивных мероприятий. Особую интригу добавляет участие в этих событиях знаменитых личностей из мира искусства и бизнеса.

В этой статье мы погрузимся в тему греха и его многоликих проявлений, исследуя, как темные стороны человеческой натуры запечатлены и интерпретированы в искусстве.

Ревность и зависть в классической литературе

Зависть имеет силу разрушать отношения между близкими людьми, соседями, бизнес-партнерами и даже целыми народами. В Библии зависть стала причиной первого преступления в человеческой истории, когда Каин убил Авеля. Этот древний грех проникает в самые глубокие уголки человеческих отношений и приводит к трагическим последствиям.

Но об этом позже. Сейчас сделаем небольшое отступление и поговорим о литературе.

В литературе зависть также занимает важное место. Например, в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», которая в ранних вариантах могла носить название «Зависть», отображается эта разрушительная эмоция. Исследователи предполагают, что Пушкин сначала хотел назвать произведение именно так, но затем вернулся к первоначальному названию.

Интересно, что слух о том, что Антонио Сальери якобы признался в убийстве Моцарта, распространился в Вене в 1824 году, спустя более 30 лет после смерти композитора. Этот слух, возможно, повлиял на Пушкина — согласно предположениям, он мог ознакомиться с ним через французские газеты, такие как «Journal des Débats».

В мире искусства зависть также проявляется в различных формах. В стихотворении А. Блока «Поэты» говорится о зависти между поэтами, которые встречают друг друга с надменными улыбками. В трагедии Шекспира «Отелло» зависть Яго к Кассио разрушает жизни и дом. Яго восстает против Кассио, утверждая, что его присутствие делает его самого уродливым.

Гёте в «Печалях Юного Вертера» представляет зависть и ревность как ключевые элементы трагического любовного треугольника. Вертер, не в силах справиться с ревностью и отчаянием из-за своей любви к замужней женщине, в конечном итоге убивает себя. Этот акт саморазрушения подчеркивает, как зависть и ревность могут привести к глубочайшему внутреннему конфликту и трагедии.

Зависть в сказках

-2

Франц Ютнер. Иллюстрация к «Белоснежке»

В сказке «Белоснежка» братья Гримм пишут о зависти и её последствиях. История повествует о королеве, чья зависть к красоте её падчерицы Белоснежки приводит её к совершению ужасных злодеяний.

Сюжет начинается с того, что королева-мать, сидя у окна с черной деревянной рамой, случайно колет палец и роняет три капли крови. Смотря на кровь, она желает иметь ребёнка с кожей белой, как снег, румянцем как кровь и волосами черными, как дерево. Это желание сбывается, и рождается девочка по имени Белоснежка, воплощающая все желания её матери. После смерти королевы король женится на другой женщине, которая оказывается гордой и завистливой красавицей.

Когда Белоснежке исполняется семь лет, её мачеха с помощью волшебного зеркала обнаруживает, что теперь самой красивой в стране является ее падчерица. В результате завистливая королева решает избавиться от Белоснежки и приказывает псарю убить её, принеся в доказательство её лёгкое и печень. Псарь, жалея девочку, приносит мачехе органы молодого оленя, которые королева готовит и ест.

Белоснежка же находит хижину в лесу, где остаётся благодаря гостеприимству семи горных гномов-рудокопов. Гномы, восхищённые её красотой и добротой, позволяют ей остаться при условии, что она не будет общаться с незнакомцами. Королева, узнав от зеркала, что Белоснежка всё ещё жива, трижды приходит в хижину под разными личинами — сначала с удушающим шнурком для платья, затем с ядовитым гребнем и, наконец, с отравленным яблоком. Каждый раз Белоснежку спасают гномы, но в третий раз попытка убить оказывается успешной. Белоснежка умирает, но её тело остаётся свежим и румяным, и гномы решают хранить её в хрустальном гробу на вершине горы.

Злая королева наконец узнает от зеркала, что она теперь краше всех, но её удовольствие недолговечно. В версиях братьев Гримм королева встречает ужасную смерть: её заставляют танцевать в раскалённых железных башмаках до тех пор, пока она не упадёт замертво.

Сказка братьев Гримм о Белоснежке имеет аналогии с пушкинской «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях», написанной осенью 1833 года в Болдино. В обеих версиях зависть и её губительное воздействие представляют собой центральную тему, показывая, как это чувство может разрушать жизни и приводить к трагическим последствиям.

Человеческие эмоции в мифах древней Греции

Древнегреческий миф о Кроносе (или Сатурне) — история о страхе перед пророчеством. Согласно мифу, Кронос, опасаясь, что один из его собственных детей свергнет его с престола, начал поглощать их сразу после рождения. Этот ужасный акт был его попыткой избежать собственной судьбы.

-3

Питер Пауль Рубенс. Сатурн, пожирающий своего сына

Художник Питер Пауль Рубенс на картине «Сатурн, пожирающий своего сына», в отличие от классической версии мифа, где Кронос проглатывал своих детей в пеленках, изображает Сатурна в полном безумии, разрывающего плоть своего ребенка. Эта сцена демонстрирует крайнюю степень ненависти и жестокости, которая может исходить от зависти и страха. Сатурн, не зная ни преграды, ни сострадания, представляет собой аллегорию зависти, которая способна затмить человеческую природу и подорвать все моральные устои.

На картине Рубенса зависть изображена как неумолимая и беспощадная сила, разрушающая всё на своём пути. Миф о Кроносе служит ярким примером того, как страх и зависть могут привести к самоуничтожению и жестокости, когда человек становится готовым на любые действия, чтобы сохранить власть.

Еще одну сцену из мифов древней Греции изображает Сандро Боттичелли на картине, датируемой 1485-1488 годами. Речь идет о мифологической сцене, связанной с судом Париса. На этой картине Парис, пастушонок, выбрал Афродиту, богиню любви, как самую прекрасную из трёх богинь, и вручает ей золотое яблоко как знак признания ее красоты.

-4

Сандро Боттичелли. Суд Париса

На полотне мы видим трех богинь — Афродиту, Геру и Афину. В момент вручения яблока, две из них, Гера и Афина, отворачиваются в сторону, задумавшись о мести. Это жест подчеркивает злость и зависть, которую они испытывают из-за несправедливого выбора Париса, что в мифе приводит к последствиям для всей древнегреческой мифологии.

Как описывает зависть Библия

Вернемся к библейской истории о Каине и Авеле, которая наглядно показывает зависть и её последствия. Каин, который был земледельцем, не любил свою работу и природу вокруг себя. Он завидовал всему, что было ему недоступно: птицам, звёздам, деревьям. Его зависть проявлялась в ненависти ко всему, что он считал превосходящим его собственное существование.

Когда Каин и Авель принесли жертву Богу, Каин предложил плоды земли, а Авель — первородного овна. Авель приносил жертву с верой и молитвой, ожидая милости Божьей, в то время как Каин приносил её без истинного почтения, считая это своей обязанностью. Бог принял жертву Авеля, но отверг жертву Каина, что стало причиной его глубокого огорчения и зависти.

Видя предпочтение, оказанное брату, и понимая, что его собственные злые поступки были осуждены, Каин погрузился в ярость. Бог, видя его внутренний конфликт, предупреждает Каина о грехе, который надвигается на него, и призывает его контролировать свои негативные эмоции. Однако Каин, игнорируя предостережение, впускает зависть и злобу в своё сердце.

В результате Каин заманивает своего наивного брата в поле и расправляется с ним, совершая первое убийство в истории человечества. Это преступление стало следствием его непомерной зависти и неспособности справиться с собственными отрицательными эмоциями. История Каина и Авеля показывает, как зависть может приводить к крайним поступкам, изменяя природу человека и его отношения с окружающими.

-5

Тициан Вечеллио. Каин и Авель

Тициан Вечеллио написал картину «Каин и Авель», иллюстрирующую конфликт двух братьев. В центре композиции Каин, с выражением ярости на лице, замахивается дубинкой на падающего Авеля, который безуспешно пытается защититься. Мрачный фон и контрастные цвета усиливают драматизм сцены, подчеркивая трагическую природу человеческой зависти. Контраст между освещенными фигурами и мрачным фоном символизирует конфликт между светом и тьмой, добром и злом.

Художники разных эпох и стилей интерпретировали зависть как глубокое и опустошающее чувство, проявляющееся в различных формах и символах. Художественные представления зависти помогают нам понять её многогранную природу и воздействие на человеческие отношения и внутренний мир. Художники передают зависть как неуправляемую страсть, которая приводит к конфликтам, насилию и внутреннему разладу.

В следующем материале мы продолжим рассказывать о зависти и ревности на полотнах известных художников.

Пока что можно записать в календарь, что открытие выставки «Семь грехов и семь добродетелей» состоится 2 января 2025 года. А если вы решите посетить мероприятия, где на глазах у зрителей будут создаваться мультимедийные картины, то билеты можно приобрести на сайте галереи ARTMAISON.

🧑‍🎨🖌️🖼️Телеграмм

🧑‍🎨🖌️🖼️ ARTMAISON

-6

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц