Около двух недель назад стало известно, что планы развития самолетостроения до 2030 года могут быть подвергнуты серьезному сокращению. Так, согласно информации "Ъ", консультанты "Сбера" и "Газпром нефти", нанятые для проведения аудита в ОАК, предложили скорректировать планы максимального выпуска до 50-60 воздушных судов в год. Якобы больше нам не надо, "экономически нецелесообразно". Подробнее вопрос я разбирал здесь:
Такое целеполагание не могло не вызвать удивления. Одно дело – если нет технической возможности увеличить выпуск. Ведь самолетостроение (как и двигателестроение) – одна из самых высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, полностью из отечественных компонентов воздушные суда не производит ни одна страна в мире. Но другое дело – так называемая "экономическая целесообразность".
Уже сейчас спрос на внутренние и международные перевозки существенно превышает предложение, самолеты летают с рекордной загрузкой кресел, а на рынке образовался пусть небольшой, но дефицит воздушного флота. К 2030 году пассажиропоток должен вырасти еще на 26% до 129 млн пассажиров. Как в этой ситуации можно заявлять, что нам нет необходимости производить 140-270 самолетов в год? Понимаю, что диапазон 140-270 – слишком большой. Но необходимы и резервные мощности. А вот цифра в 150-170 единиц в год по всем типам воздушных судов (от 9-местного "Байкала" до широкофюзеляжного ИЛ-96) является вполне оптимальной.
Сегодня Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по подготовке национального проекта "Промышленное обеспечение транспортной мобильности". Одним из ключевых направлений данного нацпроекта станет самолетостроение. Мишустин отметил, что к 2030 году доля отечественных воздушных судов в парке российских авиакомпаний должна составить не менее половины. Сколько это в цифрах?
К 2030 году парк гражданских пассажирских самолетов будет составлять 1100-1200 единиц. Половина – 550-600 единиц. Соответственно, в год необходимо выпускать в среднем 110-120 самолетов. Однако здесь важно понимать, что в 2025-2026 гг. будет только налаживаться серийное производство и объемы окажутся небольшими (это и потянет средний показатель вниз). Но к 2028-2030 гг. мы как раз выйдем на те самые 150-170 самолетов в год.
Да, определенная коррекция "старой" программы от июля 2022 года произойдет, однако она будет направлена не на сокращение общего выпуска, а на пересмотр структуры. Исходя из текущих условий, каких-то моделей будет выпущено больше, каких-то – меньше.
В общем, Михаил Мишустин отверг предложение по снижению производства гражданских самолетов и принял решение придерживаться предыдущего плана, адаптировав его под новые реалии.