Найти тему
Провинциальные хроники

Учительская юность моя. Не простая отнюдь

Дочери исполнился всего лишь год, когда директор школы позвонила и ультимативно приказала выходить на работу, а то место будет занято и кабинет отдан другому учителю.

Это был декабрь 1985 года. Перед рождением дочери ровно два года отработала учителем английского и классным руководителем 6 и 7-го классов. Для декретного отпуска тогда выделялось полтора года с сохранением места работы и должности.

Но спорить с нашей директрисой себе дороже. И я вышла, оставив годовалую дочку в деревне у мамы. В ту пору ей, учителю математики, как раз исполнилось 55 лет (выслуги тогда ещё у педагогов не было), и она ушла из школы на заслуженный отдых. А точнее сразу попала в няньки.

Метрах в 100-х от этого моста на горке находился наш дом. Это река Десна в деревне Лутовиновка Рогнединского района Брянской области.

Родительская деревня находилась в 11 километрах от районного посёлка, где мы с мужем жили и работали. Автобусного сообщения, как и асфальтированных дорог, тогда ещё не было. Не было у нас и машины. Машина в те годы считалась роскошью, а для молодой семьи — тем более.

Дорога очень похожа на мою привычную дорогу до деревни.
Дорога очень похожа на мою привычную дорогу до деревни.

Поэтому просёлочная дорога через поле, удобная обувь и сумки с продуктами неотъемлемые атрибуты походов к родителям, которые присматривали годовалую Олю. Два раза в неделю мне удавалось видеться с дочкой. В методический день (директор была не против моего отсутствия) и в воскресенье. У нас была шестидневка.

Иногда мне везло попутная машина в ту или другую сторону. Но чаще пешком. Какие уж тут выходные! Главное — помочь родителям, понянчиться с ребёнком и на работе всё успеть — классное руководство в 9-м классе и часов 20-ть английского.

Потом родители переехали к нам в посёлок, и мы стали жить вместе: мама, папа, я, муж и маленькая дочь Оля. Через полтора года мои десятиклассники (мой первый выпуск) сдали экзамены и разлетелись кто куда.

И я на заднем плане тоже есть. В центре стоим с Владимиром Сергеевичем (классным руководителем параллельного класса) Это выпуск 1987 года.
И я на заднем плане тоже есть. В центре стоим с Владимиром Сергеевичем (классным руководителем параллельного класса) Это выпуск 1987 года.

1987 год. Директор пригласила меня в кабинет и предложила должность организатора внеклассной работы, вернее — даже не предложила, а настоятельно потребовала согласиться.

Мне было 27 лет, и я понимала, что это интересная работа (тогда так и было). Мне уже тогда нравилось готовить школьные вечера, классные коллективные творческие дела по методике Караковского. Меня вечно заставляли (как и всех молодых) где-то выступать и что-то вести — оказывали доверие))

На фото я со старшеклассницами. И моя дочь Оля со мной))
На фото я со старшеклассницами. И моя дочь Оля со мной))

И я, посоветовавшись с родителями, мужем и получив их одобрение, согласилась. Дочь в садике как-то не прижилась, да мы и не особо-то жаждали её туда отдавать, и была с мамой, а я с головой утонула в работе — каждую субботу общешкольные вечера, собрания, коллективные творческие дела, субботники, вокально-инструментальный ансамбль, турслёты и областные семинары.

Новая №2 школа тогда "гремела" в области, и заслуга в этом была нашей директрисы Шкляр Валентины Ивановны — талантливого руководителя и учителя математики.

Это фото 2003 или 2004 года. Наша школа. У нас уже был другой директор.
Это фото 2003 или 2004 года. Наша школа. У нас уже был другой директор.

А я в круговерти творчества уроки английского отодвинула на задний план, а ведь у меня оставалось 9 часов английского (как положено завучу). Два года проработала организатором на одном дыхании. И всё-таки преподавать иностранный нравилось больше.

А между тем уроки английского в моём кабинете вёл новый учитель, тоже молодой. И вдруг он уходит (переезжает в областной центр), а я понимаю, что всё-таки в бОльшей степени я — учитель английского, и если не воспользуюсь случаем и не вернусь на свою ставку, то смогу и не стать снова учителем английского, то есть потеряю себя.

Работать завучем и предметником одновременно — это как гнаться за двумя зайцами. Обязательно что-то упустишь — или в одном месте, или в другом.

-6

С директором нашим работать организатором внеклассной работы для меня стало как-то проблемно. Она была отличным директором, но самостоятельности других не признавала.

За полгода до ухода коллеги (все знали заранее, что он уезжает) я написала заявление — просила перевести меня на должность учителя. Директор решила, что я "набиваю себе цену, ломаюсь, выкаблучиваюсь" (это всё были её слова) и долго просто не верила в искренность моего желания снова вернуться на учительскую стезю.

И всё-таки отпустила. Мне дали классное руководство, часы английского и мой любимый кабинет. Это было счастье возвращения и обретения себя как учителя.

Мой кот уснул на заданиях ЕГЭ по английскому
Мой кот уснул на заданиях ЕГЭ по английскому

Ни минуты не жалела я, что побыла и в "шкуре" завуча, потому что набралась опыта, приобрела уверенность в себе и два года получала хорошую зарплату — 180 рублей. Это были большие деньги тогда. Кстати, большая зарплата немного позволила повысить мою пенсию. Эти годы как раз взяли при расчёте пенсии.

Три года классного руководства. Сборная солянка из трёх четвёртых классов, но сразу сложились добрые отношения. Милые дети. Искренние и открытые. Водила их в походы, в 7-м классе уже с ночёвкой. Успела свозить в Москву на экскурсию в начале 90-х.

А в 1992 году в начале лета ушла в декретный отпуск. У меня родился сын. И это ещё одна или не одна, а несколько историй — о том, как не хватало на всё времени, о вечном цейтноте и в школе, и дома. О начале эпопеи аттестаций и прочих школьных "фишках и плюшках".

Последние циннии. Фото автора.
Последние циннии. Фото автора.

Спасибо, дорогие читатели, что уделили внимание — прочли мои воспоминания. Собиралась писать про другое, но вот "занесло" в учительскую юность. Берегите себя и своих близких!