Истец приобрел тур на Мальдивы для себя и своей семьи в период с 4 марта по
13 марта 2022 г.
Однако 5 марта 2022 г. Росавиация опубликовала официальное обращение к российским перевозчикам о рекомендации временно приостановить перевозку пассажиров из иностранных государств на территорию России. В связи с этим обратный рейс истца с отдыха, запланированный на 13 марта 2022 г., был отменен.
Не дождавшись информации о вывозных рейсах от туроператора, истец самостоятельно приобрел билеты для возвращения в Россию.
Полагая, что туроператор не выполнил свои обязательства по предоставлению информации о возможных датах вывозных рейсов, истец обратился в суд с иском о расторжении договора о реализации туристского продукта, взыскании с ответчика уплаченной по договору суммы и убытков, понесенных в связи с приобретением новых билетов, штрафа, компенсации морального вреда.
Суд первой инстанции отказал истцу в его требовании о расторжении договора и взыскании уплаченной по нему суммы, поскольку туроператор надлежащим образом исполнил свои обязательства по доставлению туриста к месту отдыха и организации его проживания.
Однако суд признал обоснованными действия истца по самостоятельному приобретению авиабилетов, придя к выводу, что туроператор до момента окончания срока приобретенного тура своевременно не предоставил информацию о возможности отъезда с места отдыха. С туроператора взыскана в пользу истца стоимость приобретённых им самостоятельно билетов в Россию, компенсация морального вреда, штраф. Суд апелляционной инстанции вынесенное решение оставил без изменения.
В кассационной жалобе ответчик указал, что билеты на вывозной рейс для истца и его семьи приобретены 11 марта 2022 г. – за два дня до окончания дат тура, информация об этом размещена в личном кабинете турагента, а на период ожидания перелета всем туристам продлено время проживания в отеле до 20 марта 2022 г.
Проверив доводы кассационной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не согласилась с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо установление не только факта нарушения прав потребителя, но и вины исполнителя.
При таких обстоятельствах заслуживали внимания и проверки доводы туроператора о том, что невозможность исполнения обязательств по договору была вызвана не зависящими от него обстоятельствами. При этом ответчиком были предприняты все меры для исполнения своих обязательств, запланирован вывозной рейс, до которого туристу были предложены бесплатные условия отдыха. В то же время истцом не представлено доказательств того, что он в точности следовал рекомендациям государственных органов Российской Федерации относительно порядка действий в сложившейся на тот момент ситуации, а также, что самостоятельное приобретение им билетов было вызвано неотложными обстоятельствами.
Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Определение № 88-19294/2024 от 14 августа 2024 г.
Спасибо за прочтение! Не забудьте подписаться на нашу страницу и первыми получайте новости о деятельности суда.