Итак, очередная новая книга, правда изданная в конце 2022 года, )). Сдвиг по времени (от момента покупки до обзора) имеет место, так как и книг много, и не хочется превращать канал в "информационный книжный пункт" или "библиографический справочник", вот и приходится лишь изредка вспоминать данную рубрику, делая обзоры не чаще чем два раза в месяц. Уж извините. Эта "новинка" ждала своей очереди почти полтора года после издания и ее покупки, и вот дождалась.
Традиционно отмечаю, моё мнение в обзоре - это мнение частного лица, читателя, не профессионального ВМ историка, в основе оценки - субъективное мнение о книге. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей. И ГЛАВНОЕ: я не рекламирую книги, и не предлагаю их к покупке, и не продаю их - я их сам покупаю для своей библиотеке на общих основаниях и не пользуюсь спонсорской помощью. Все книги приобретены за личные средства, все это- книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Начал данный раздел с конца 2019-начала 2020 годов, и вот уже дошли до конца августа 2024 года.
Книгу купил примерно зимой 2023, в январе-феврале тогда еще непосредственно у издателя и основателя серии - В.В.Арбузова, но согласно выходным данным издавалась книга с декабря 2022 года. По обложке видно, что это очередная книга новой серии "Российский императорский флот" (оформление типовое как у серии "Боевые корабли мира"). Книга подготовленная к изданию как "Сборник статей и документов", причем издана в "Издательско-полиграфическом комплексе "Гангут" (Санкт-Петербург, еще на ул. профессора Попова). Если кого-то эта книга сейчас может заинтересовать, то ее легко найти по каталога различных он-лайн книжных магазинов, называть их не буду.
Данная книга имеет следующие выходные данные: Серия "Боевые корабли мира" - Парусно-винтовые корветы. Часть 1. (1851-1880-е гг.) Корветы типов "Боярин" и "Богатырь". Сборник статей и документов - СПб.: 2022.- 128 с.: илл. Цену книги уже не помню, можете поискать, в интернете эта книга все еще продается. В этой серии уже было несколько книг в цикле "Парусно-винтовые фрегаты", "Парусно-винтовые линейные корабли". Вот и до класса корветов дошло. Более того уже ждут своей очереди две книги про "парусно-винтовые клиперы". Так что дело поставлено на конвейер. К такой активности можно по разному относиться, Но в любом случае - каждая новая книга это страница из истории русского флота, и даже если что то повторяется -это не страшно. Для каждого поколения получается будут свои книги - кому то досталась единая серия БКМ в разноцветных обложках (конец 90-х ХХ века и первое десятилетие 21 века), а следующим - обновленная серия "БКМ" и "РИФ".
Как уже ранее отметил - книга представляет сборник статей и документов, в основе которых две работы Ю.А.Ликина про корветы "Варяг" и "Витязь" (одну из них читатели могут найти в журнале "Морская кампания", № 6/2019 - я как раз и нашел), журналы "Морской сборник" за 1860 и 1869 годы, а также эпичный двухтомник "Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота" (думаю его тоже представить в этой рубрике в ближайшее время). Но сразу надо отметить - в работах Ликина акцент сделан исключительно на двух корветах, относящихся к тип "Богатырь", так что думайте сами.
Структура книги достаточно простая и понятная: две главы, одна посвящена корветам типа "Боярин", вторая - корветам типа "Богатырь", да все так просто. Но нельзя не отметить и "вишенку на торте", а именно - этим двум главам предшествует еще одна (не пронумерованная), а именно - статья Ю.И.Головнина под названием "10-пушечные парусно-винтовые корветы типа "Боярин". Эта статья как бы делает основной задел для изучения предложенной темы. Мы уже встречали статьи этого автора в изданиях данной серии, как правило эти статьи печатались ранее в журнале "Судостроение", в данном случае об этом нет упоминания, но это не исключает данного факта. Статья обзорная, описывает больше обстановку и условия, в которых русский флот получил корветы данного типа, чем особенности и характеристики данных кораблей.
Каждая глава, как понятно из названия, посвящена отдельному типу. Кстати кораблей было построено не мало, особенно типа "Боярин" - 14 единиц! Для русского флота это довольно крупная серия. К данному типу корветов относились: "Боярин", "Новик", "Медведь", "Посадник", "Гридень", "Воевода", "Вол", "Рында", "Зубр", "Рысь", "Удав", "Буйвол", "Вепрь", "Волк". Довольно странный подбор наименований - четко выделяется две группы кораблей, )). Считалось, что строились они для крейсерской войны и действий в океане, что вполне вероятно. По замыслу автора сборника судьба этих кораблей освещается в двух разделах: "В походах", "Качества постройки и мореходные данные" и "Аварии и поломки". Между делом по тексту можно встретить построечные данные кораблей (где был заложен, где и кем строился, как был вооружен и т.д.). Обобщенных данных по постройке или тактико-техническим характеристикам нет.
По тексту материал "разбит" для каждого корабля из четырнадцати отдельно. Причем объем материала для каждого из боевых единиц разный, как будто представили то, что смогли собрать по каждому из кораблей. Такой подход может быть полезен, если читателя интересует конкретный корабль, но для получения общей картины и оценки всего типа - это крайне не удобно. Целостная картина происходящего как то не собирается, или собирается плохо, по крупицам.
Корветов типа "Богатырь" было построено меньше, всего четыре: "Богатырь", "Витязь" ("Скобелев"), "Варяг" и "Аскольд", их представление в книге примерно выстроено по такой же схеме: "История службы", "Судостроительные и мореходные качества", всего два раздела, в которых и особенности конструкции кораблей, и их походы. Особенность такая же как в главе про "Боярина" - для каждого корабля из четырех делается небольшой заголовок и под ним излагается какой то материал, затем следует упоминание другого корабля - и материал по нему. Причем, например, если первым вы прочитали про "Витязь", то это не значит, что на следующей странице после материала про "Варяг" (например), в тексте снова будет написано про "Витязь" - и такой круговорот-калейдоскоп до самого конца повествования. Крайне не удобно. Возникает вопрос - а что нельзя было все материалы по каждому кораблю данного типа сгруппировать в отдельный блок? Видимо нет.
В целом книгу нельзя назвать удобной для изучения темы с увлекательным чтением. Язык изложения довольно сухой, много оборотов 19 века. Читается трудно, даже если изучать с карандашом. И все таки это книга, хотя в ней достаточно много фотоматериалов. Имеются и схемы, и чертежи, есть несколько копий с настоящих чертежей, и несколько схем основных компонентов корабля, в том числе и в цвете.
Правда можно задать вопрос редакторам/корректорам - почему в названии книги и на форзаце период указан как 1854-1880-е гг., а на последней странице с выходными данными (стр.94) - 1851-1880-е гг.? Да и обрывается книга как то резко - "... с корвета "Аскольд" свезли порох и он втянулся в гавань". Хотя бы пару слов от составителя можно было бы вставить, ну да ладно.
Книга хорошо проиллюстрирована, много рисунков, картин и фотографий. Есть даже цветные! Но эти цветные изображения - или фото чертежей или фотографии моделей из Центрального военно-морского музея в Питере. Есть фотографии элементов декора, так же из музея.
Если коснуться формальной части, то можно отметить, что оформление книги - на высоте (как всегда), формат А4, привычный для таких изданий, бумага качественная, толстая, плотная, мелованная. Само издание имеет нарядный вид, броскую эффектную яркую, типовую обложку. Качество подачи текстового материала высокое. Как всегда напрягает клеенный переплет - но книга у меня более года, и переплет еще держится, )). Возможно это оптимальное сочетание, ведь твердый переплет вызовет и удорожание книги. В целом книга вызывает двоякое впечатление - с одной стороны материал достаточно хаотичен, но с другой - еще один сборник материалов по кораблям отечественного флота.
Традиционно, рекомендаций "купить/не купить", как всегда, не даю. Решайте сами, друзья. Что касается меня, то книги этой серии мне в целом нравятся, хорошо что она продолжается. Так что рассматриваю их еще и как предмет коллекции. Встречаются конечно, перепечатки и повторы, но это уже издержки.
Конкретно эта книга издана уже относительно давно, тираж - не указан, не исключено, что печатают издания небольшими тиражами, под заказ. На этом заканчиваю.
А какое ваше впечатление об этой книге? Встречали ее на прилавках книжных магазинов или в Инете? Делитесь в комментариях.
Своей очереди ждут почти полтора десятка книг серии, и скоро еще парочка подойдет, но я стараюсь слишком часто их не показывать здесь, чтобы не утомлять читателей. Есть и другие интересные темы, другие книги.