Найти тему
ПОД СТУК

Железнодорожные платформы с трансформаторами или передвижные тяговые подстанции. Зачем они нужны?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На электрифицированных железных дорогах, неотъемлемой частью являются тяговые подстанции, которые являются промежуточным звеном между электростанцией (а также высоковольтной линией электропередач) и контактной сетью, ну и, соответственно, электрическим подвижным составом (электровозом или электропоездом).

Передвижная тяговая подстанция. Фото взято из открытых источников.
Передвижная тяговая подстанция. Фото взято из открытых источников.

На тяговых подстанциях (далее - ТП) размещаются понижающие трансформаторы и, в случае с подстанциями постоянного тока - выпрямительные установки, предназначенные для преобразования переменного тока пониженного напряжения в постоянный ток. Могут быть выполнены открытого, закрытого, смешанного или вовсе передвижного типа.

На подстанциях открытого типа всё электрооборудование размещено на открытом воздухе, закрытого типа - соответственно в здании, в смешанных по частям, ну а на передвижных - оборудование размещено на крытых вагонах и платформах, про назначение и особенности таких подстанций как раз и пойдёт речь в этой статье.

ТП смешанного типа близ ст. Белоостров (справа). Фото автора.
ТП смешанного типа близ ст. Белоостров (справа). Фото автора.

Передвижные тяговые подстанции

Передвижная тяговая подстанция. Фото взято из открытых источников.
Передвижная тяговая подстанция. Фото взято из открытых источников.

К слову, ещё их могут называть мобильными тяговыми подстанциями. В качестве примера, мобильная подстанция постоянного тока состоит из пяти платформ, на которых размещено следующее оборудование:

  • Платформа преобразовательного трансформатора, на который может подаваться переменное напряжение ЛЭП с номиналом 10, 20, 35 или 110 кВ
  • Платформа распределительного устройства, на которой размещена выпрямительная установка, осуществляющая преобразование переменного напряжения с трансформатора в постоянное, для последующей его подачи в контактную сеть через питающие фидеры и сглаживающее устройство
  • Платформа собственных нужд, на которое размещаются аккумуляторы, блоки управления и сигнализации
  • Служебная платформа, где размещен бытовой модуль
  • Технологическая платформа, где размещаются составные части подстанции и комплекты монтажных частей
Картинка: НИИЭФА-ЭНЕРГО
Картинка: НИИЭФА-ЭНЕРГО

Передвижные тяговые подстанции необходимы в случае выхода из строя «классических», то есть стационарных ТП, а также при их ремонте или реконструкции. Помимо этого, такие мобильные ТП также применяются в качестве источника дополнительной мощности, когда либо вообще нет возможности строительства новых тяговых подстанций, либо в качестве временной меры.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-5