Воскресная веловылазка на Карельский перешеек в этот раз, как ни странно, получилась спонтанной. Точнее, её направление определилось в самый последний момент: во многом из-за ассоциаций, cвязанных с морской тематикой. Внезапно вспомнился фильм “Моонзунд”, cнятый по роману Валентина Пикуля и намеченное путешествие в Ломоносовский район Ленинградской области было отложено до лучших времён. Новый объект для посещения – Николаевский форт(или форт Ино), а точнее, его руины привлекал меня на данный момент гораздо больше. Поэтому, без всякой предварительной подготовки и выстроенного маршрута я начал спешно собираться на ближайшую подходящую электричку с Финляндского вокзала…
Не мудрствуя лукаво, к форту решил добираться от ж/д платформы Ушково. Далее – по дороге мимо дач и садоводств до Приморского шоссе, а потом – по асфальтовой дорожке предстояло “давить на педали” до самого Приветнинского. План в своей простоте был неплох, но жизнь его подкорректировала, когда у меня появилась задумка добираться до шоссе по заброшенному лесному проселку. Ну, действительно… Лететь под горку по гравию и асфальту мимо элитных и не очень домиков скучно и предсказуемо. Гораздо интереснее - по непонятной грунтовке через елово-сосновый лес, хоть так и получается немного дольше. В итоге, к общему дорожному таймингу прибавились ещё минут 30-40.
А дело в том, что после прошедших дождей в лесу оказалось много грибов, ну кто бы мог подумать? :) Без всякой скидки на фигуру речи, по полянам и пригоркам моховики можно было косой косить. Иногда попались и белые, но их качество оставляло желать лучшего. В общем, программа навигации в моей голове дала сбой или, правильнее сказать, взяла небольшой тайм-аут.
Где-то к часу дня, взяв себя в руки, я наконец оказался на Приморском шоссе набитый грибами по завязку. Друзья и знакомые, с известной долей иронии, у меня периодически интересуются: “Зачем тебе нужны такие большие велосумки? Ты переезжаешь? :)" На что я обычно отвечаю: “В них размещается фототехника, термос, еда, аптечка и прочее. Оставшееся свободное место ждёт непредвиденного случая". Так вот именно сегодня имел место тот самый случай, и моховички более, чем за полдня интенсивной езды почти не потеряли товарного вида.
Крутить педали по асфальтовой дорожке вдоль шоссе было приятно. Правда, после Чёрной речки она начала заметно петлять и временами приходилось сбрасывать скорость. Недалеко от Приветнинского наступило время езды по обочине трассы, которая впрочем оказалась достаточно широкой. Переехав речку Приветную, я попал территорию Выборгского района и у таблички “Дорожный тупик” карта в смартфоне мне подсказала, что уже можно заходить в лес.
По ходу движения симпатичный сосняк довольно быстро превратился в густые заросли кустарника и слева от узкой тропинки моим глазам предстало бетонное сооружение явно старой постройки. Защищённое валом и находящееся как бы внизу, со стороны оно казалось просто огромным.
Пройдя по заросшей тропинке дальше я обнаружил ещё один похожий объект.
Судя по всему, это были руины Опорного пункта №3, состоявшего из трёх убежищ: для противоштурмовых пушек, пулеметов и вмещавших до 100 человек пехоты. Эти сооружения, при беглом взгляде похожие на заросшие деревьями и кустарником холмы, когда-то предназначались для обороны форта с суши. Под нависшими плитами взорванных перекрытий в паре мест виднелись проходы вовнутрь, но я туда лезть не рискнул.
Оценив инженерный размах строителей, я вышел из зарослей на широкую лесную грунтовку. Надо заметить, что выстроенный за добрый десяток лет форт занимает очень большую территорию. Будучи серьезно защищён как с моря, так и с суши, он располагал гарнизоном около пяти с половиной тысяч человек и представлял собой целый город в миниатюре. Даже при хорошей ориентации на местности, его осмотр займёт много времени. И здесь у велосипедистов есть преимущество перед пешими экскурсантами: благодаря наличию многочисленных дорожек мы имеем возможность быстро перемещаться от одного объекта к другому.
Немного проехав вперёд я обнаружил, что местность вокруг изобилует траншеями, валами и развалинами самых разнообразных укрытий и укреплений. Несколько разнообразят вид относительно свежие постройки, оставшиеся от военных, съехавших отсюда в начале 90-х. Впрочем, почему съехавших? Какая-то в/ч здесь и сейчас присутствует. Я это понял совершенно случайно, когда заехал в приветливо распахнутые сетчатые ворота откровенно несерьезного вида. Тем не менее, внезапно появившаяся откуда-то сбоку дама в камуфляже вежливо сообщила мне, что здесь находится военный обьект со всеми отсюда вытекающими... Я раскланялся, но развернувшись, про себя отметил, что ограждение из колючей проволоки местами совсем сгнило, столбы повалились и многочисленные любопытствующие ощущают себя весьма вольготно.
Следующей повстречавшейся мне постройкой было вполне современного вида укрытие для крупной техники. Далее снова начались холмы, а точнее, остатки взорванных артиллерийских позиций и казематов, сейчас капитально заросшие и издали напоминающие горный ландшафт. Финны, окончательно разрушившие форт по условиям Тартусского договора, подошли к делу основательно.
Место, где когда-то размещалась батарея десятидюймовых орудий образца 1877 года не заметить было невозможно: издали оно было похоже на длинную каменную гряду. Впрочем, при ближайшем рассмотрении нашлись и остатки орудийных двориков, и развалины, оставшиеся от укрытий для артиллерийской обслуги.
К этому моменту мои глаза уже начали уставать от созерцания довольно однообразных обломков былого величия и дальше осмотр местных достопримечательностей проходил значительно быстрее.
Катаясь по усыпанным хвоей и листьями дорожкам, я снова вспомнил фильм “Моонзунд” и в памяти вполне к месту всплыла фраза, сказанная капитаном первого ранга фон Кнюпффером, которого сыграл Караченцев: “А какой красивый был проект!” Кстати, недавно с удивлением узнал, что предателем он в действительности не был. Более того, предложение о сдаче в плен реальный фон Кнюпффер воспринял как оскорбление и пообещал повесить немецких парламентёров, если они попадутся ему на глаза.
Проехав мимо очередного ангара советской постройки я увидел то, что осталось от батареи пушек Канэ.
Здесь уцелело несколько больше, да и сами развалины уже не выглядели заброшенными. Напротив, как и на большинстве посещаемых экскурсиями объектов форта, на этой батарее имелись ознакомительные таблички и стенды со схемами, старыми фотографиями и краткой историей её простройки.
Посмотрев на батарею со стороны и обозрев окрестности с самой высокой её части, я уже точно почувствовал, что пора отдохнуть. Лучшего места для привала, чем находившийся рядом берег Финского Залива, трудно было найти.
Подышав свежим морским воздухом на абсолютно пустом пляже я снова двинулся в путь по дороге, идущей вдоль берега. У берегового капонира, сейчас представляющего груду нагромождённых друг на друга и разрисованных граффити плит, она снова повернула к форту.
Во время довольно крутого подъёма в горку мне встретилось очередное пехотное убежище - на 100 человек, входившее в опорный пункт №6.
Сооружение, предназначенное для сухопутной обороны, имело толщину наружных стен 3 метра, а покрытия – 2, и могло выдержать прямое попадание 12-ти дюймового снаряда.
Время уже поджимало, а впереди меня ждало наиболее заметное сооружение Николаевского форта: бастион, на котором размещались две четырёхорудийные батареи 305-мм орудий: башенного и открытого типа. С их помощью моряки могли простреливать все пространство Финского залива, препятствуя подходу вражеской - как изначально предполагалось, германской эскадры.
Для этого пришлось объезжать слева радиоактивный могильник. В послевоенные годы какое-то время на закрытой для посещений территории форта размещалась спецлаборатория по изучению воздействия радиации на живые организмы. После её ликцидации осталось специально оборудованое хранилище с отработанными веществами. Как уверяют любители походить с дозиметром, уровень радиации вокруг в норме, но грибы и ягоды, растущие тут и там, я бы собирать всё равно не стал.
Добравшись до бывшей батареи и в очередной раз отметив грандиозность сооружения - форт вообще считался самой мощной из Кронштадских крепостей, я понял, что на сегодня с меня точно хватит живописных развалин. Cолнце начало приближаться к линии горизонта и обходить позиции башенных установок с другой стороны, где общий вид должен был стать совсем эпичным, желания уже не было. Для очистки совести взобравшись наверх по боковому склону и убедившись, что в сумерках можно легко свалиться в технологический колодец или вентиляционную шахту, я решил окончательно закругляться.
Тем не менее, идя по лесу по направлению к трассе, я ещё глянул, что называется, одним глазком на опорный пункт №7, входивший в сухопутную линию обороны форта. Бетонированная траншея, бетонные убежища для противоштурмовой артиллерии и укрытия для пехоты - всё это легко угадывается в груде обломков, если включить воображение.
Дорога от Приветненского до Чёрной речки заняла 28 минут. Ну, а дальше, взвесив варианты, я поехал не в Зеленогорск, как предполагал заранее, а в Ушково. Поджимал тайминг, да и шансов на нормальную посадку вечером в воскресенье на одинокой платформе было больше, чем в Зелике. Вопреки опасениям, электричка из Гаврилово, идущая через Курорт, оказалась почти пустой.
Уже сидя в вагоне и пытаясь переосмыслить результаты поездки я пришёл к выводу, что обязательно сюда вернусь, но уже подготовивившись: с чётким планом осмотра местности. Многое для меня осталось "за кадром": неплохо сохранившийся командно-дальномерный пост, железнодорожный мост, подземелья башенной батареи, ходы сообщения - потерны, гавань и так далее... Поэтому первую поездку в Николаевских форт буду считать ознакомительной. Аппетит приходит во время еды, уж я-то знаю :)
Поддержать автора (на ж/д билеты и развитие краеведческого проекта)
5469 5500 7515 6171 (Сбербанк, Морозов Игорь Борисович)
Впереди новые поездки и путешествия!