Найти тему
Друг для друга Курск

Езда при ярком солнечном свете не менее опасна, чем в темноте

Оглавление

Несмотря на то, что лето близится к завершению, впереди еще немало солнечных дней. Яркий свет, бьющий в глаза, утомляет водителей. И как говорят эксперты, имеет массу побочных эффектов. Могут возникнуть оптические иллюзии, дезориентирующие водителей, что приводит к серьезным ошибкам на дороге. Вот и получается, что ездить при ярком солнце становится не менее опасно, чем ночью.

Оптические иллюзии

Яркие солнечные лучи могут ослеплять и дезориентировать, особенно в утренние часы, а также ближе к вечеру, когда солнце стремится к горизонту. Солнечные лучи бьют в глаза, бликуют и рассеиваются. Пылинки, разводы или царапины на ветровом стекле обретают вокруг себя радужные свечения и рассеивают свет, который создает обширное поле засветки. Стекло на мгновения мутнеет и теряет прозрачность. В определенные моменты водитель не может разглядеть мелкие предметы, а о наличии крупных догадывается только по их очертаниям. В такой засветке можно не увидеть попутный автомобиль, светофор, яму на дороге или, что еще хуже, пешехода. Возникает риск попасть в ДТП. Поэтому стекло должно быть тщательно вымыто не только снаружи, но и изнутри.

Солнечный день опасен своими оптическими иллюзиями. Асфальт нагревается, и рядом с землей возникает прослойка горячего воздуха. Из-за особенностей преломления возникает эффект миража, когда черный асфальт при взгляде издалека светится и искрится, как зеркало. Если какой-то объект попадает в эту область, то возникают оптические искажения по примеру пустынных миражей. Машина иной раз кажется дальше, чем есть на самом деле. Но чаще транспортные средства сливаются с отблесками на дороге и их очертания перестают считываться.

Опасна ситуация, когда автомобиль едет без включенных фар ближнего света. Тогда его темный кузов полностью теряется на фоне залитого солнечными бликами дорожного полотна. Поэтому не всякий водитель может заметить издалека такую невидимку. Некоторые лихачи выскакивают на встречную полосу для обгона и затем не могут понять, как встречная машина могла материализоваться у них прямо перед носом.

Опасны автомобили, передвигающиеся без ближнего света фар или с горящими габаритными огнями. Фары дальнего света помогают разрушить иллюзию. Они дают четкий ориентир своей стабильной формой и расположением. По расстоянию между двумя фарами водители могут интуитивно рассчитать расстояние до транспортного средства. При этом свет от дневных ходовых огней бесполезен. Светодиоды теряются среди бликов.

Маскирующие тени

Опасны в солнечный день и резкие контрастные тени, создающиеся лесополосой по обеим сторонам дороги. Они ложатся на проезжую часть, как маскирующая сеть, и путают очертания любых объектов. Глаза водителя не могут уловить фронтальные силуэты, и мозг не реагирует на встречные машины, как это обычно происходит в пасмурную погоду, когда нет теней.

В итоге водитель с удивлением для себя видит, как встречное транспортное средство словно материализуется из тысяч бликов и теней в одно угрожающее препятствие. И если кто-то, не заметив встречной машины, уже отправился на обгон, его ждут несколько неприятных мгновений, которые придется пережить, прежде чем найти свободное место на своей полосе дороги. Из-за теней и яркого света заметность предметов вдалеке становится такой же, как в сумерки.

Самым действенным методом для разрушения маскирующего эффекта теней являются фары ближнего света. Они видны издалека и служат прекрасным ориентиром для других водителей.

Очки могут навредить

Солнечный свет утомляет водителя, из-за этого может развиться головная боль, ухудшается реакция. Поэтому автомобилисты пользуются солнечными очками с поляризующими стеклами, которые способны фильтровать отраженный свет. Бликов становится меньше, но вместе с ними фильтрующий слой линз на очках отсекает слабые отблески от кузовов встречных машин, по которым и определяются габариты транспортного средства.

Кроме того, поляризационные очки отсекают часть света от приборных панелей и от информационного экрана на центральной консоли, если они, конечно, не аналоговые, а цифровые. Проекционный экран на ветровом стекле и вовсе перестает работать, из-за чего водитель испытывает трудности с быстрым считыванием информации. Приходится всматриваться в приборную панель, чтобы через поляризационные фильтры рассмотреть какие-то важные обозначения.

Почему ближний свет мешает встречным водителям

Если во время ночной поездки встречные водители кратковременно переключаются с ближнего на дальний свет, вероятнее всего, им кажется, что ваши фары светят слишком ярко. При этом вы двигаетесь на ближнем свете. Возникает вопрос: какая неисправность могла привести к эффекту ослепления?

Такое может происходить, если ближний свет не откорректирован. Когда машина загружена, фары опускаются вниз вместе с кузовом и начинают бить по глазам встречных автомобилистов. При этом, когда вы едете один, их свет никому не мешает. Чтобы такого не случалось, нужно использовать специальный корректор фар: колесико с цифрами от 0 до 3 находится на передней панели слева от рулевой колонки.

Корректор фар очень прост. Он состоит из мотор-редуктора и управляющего электронного блока, рассчитывающего угол отклонения пучка света. Исполнительный механизм толкает червячный редуктор, который и изменяет положение отражателя фары. Между тем не каждый водитель пользуется корректором. Многие никогда к нему не прикасаются и искренне недоумевают, когда видят необычное колесико с цифрами рядом с тумблером фар. Неудивительно, что их ближний свет начинает раздражать других водителей.

Как же пользоваться корректором?

0 – соответствует минимальной загрузке, когда в салоне только один водитель и один пассажир на переднем кресле.

1 – это положение фар понадобится выставить, когда в машине путешествуют два человека с тяжелым багажом.

3 – соответствует максимальной загрузке машины в пределах штатных 500 килограммов. В кабине сидят 5 человек, а багажник полностью заполнен. Кроме того, это положение корректора выставляется при езде с прицепом.

«АиФ. Авто»

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1557/auto/003398/.

Архив статей газеты ~ № 34 (1557) 20 августа ~ 2024 год.