Найти в Дзене
Друг для друга Курск

«Вы обвиняетесь в госизмене и финансировании ВСУ». Психологические приемы мошенников

Оглавление

«Не хотите диктовать код, значит, будете теперь платно лечиться», – зло заявил мошенник по телефону жительнице Курска. До этого он общался предельно вежливо, сообщив, что нужно срочно заменить полис обязательного медицинского страхования. И даже идти никуда не надо – просто продиктуйте код, который пришел на телефон от госуслуг. Это новая схема мошенничества, по которой пытаются обмануть курян, прибегая к различным психологическим уловкам. К сожалению, с некоторыми эти приемы работают. Люди диктуют секретные данные и лишаются не только собственных сбережений, но и становятся должниками, оформляя кредиты и перечисляя деньги аферистам.

Обман по ОМС

Этот вид мошенничества в последнее время все чаще стали использовать аферисты. Давят на больные точки и пугают, что в случае отказа предоставить секретный код человек будет лишен возможности получать медицинские услуги в поликлинике. Это не так!

Сотрудники страховых компаний, как и любых других официальных организаций, никогда не запрашивают персональные данные. Если позвонивший пытается выяснить серию и номер паспорта, СНИЛС, любые другие персональные данные, в том числе для доступа к госуслугам, необходимо сразу прекратить разговор.

Полис обязательного медицинского страхования подлежит замене, если в нем есть ошибки, неточности или изменились личные данные, например, фамилия, имя, отчество. В остальных случаях полис менять не надо. И уж тем более это не делается по телефону.

Мы уже сообщали, что в связи с введением в регионе ЧС федерального реагирования жителям приграничных районов положены единовременные выплаты в размере 10 000 и 25 000 рублей. Мошенники и здесь решили воспользоваться ситуацией, начав обзвон людей и пытаясь выведать код доступа к госулугам. Если такой звонок вам поступил, даже не продолжайте разговор – сразу кладите трубку. Это аферисты.

Также продолжаются звонки с сообщениями, что сим-карта может быть заблокирована, если не продлить договор. Несмотря на многочисленные предупреждения, люди продолжают верить мошенникам и выполняют все их требования.

Лучший способ не стать жертвой мошенников – не разговаривать с ними. Вплоть до того, что не отвечать на звонки с незнакомых номеров.

Фразы, которые выдают мошенников

Мы собрали самые распространенные схемы обмана, которые используют аферисты. Если услышали в телефонной трубке что-то похожее, немедленно прерывайте разговор!

  • Срок действия вашей сим-карты (номер телефона) подошел к концу. Необходимо продлить договор.
  • Необходимо заменить полис ОМС.
  • Ваш родственник (дочь, сын, внук, внучка) попал в беду. Нужны деньги на выплату пострадавшему, на взятку следователю...
  • От вашего имени по доверенности оформляют кредит.
  • Это служба безопасности Сбербанка. К вашему счету пытаются получить доступ неизвестные.
  • Вам положена выплата. Чтобы получить деньги, укажите реквизиты карты...
  • Если вам звонят и представляются сотрудником полиции (ФСБ, Следственного комитета, прокуратуры), даже не продолжайте разговор. Все серьезные дела силовыми структурами решаются только при личном посещении. Пусть присылают повестку по месту жительства. Адрес сами не указывайте, в базах правоохранительных органов есть вся информация.
  • Могут звонить из «поликлиники» с сообщением, что необходимо срочно пройти флюорографию. Для уточнения данных будут просить у вас сообщить данные паспорта или СНИЛС.
  • Звонки или сообщения в мессенджерах от руководителей с предупреждением, что позвонит куратор из ФСБ и что необходимо выполнять все его требования, поскольку ситуация очень серьезная.

Почему люди ведутся на уловки мошенников

Когда становится известно об очередном случае обмана, мы искренне удивляемся: «Ну как такое возможно? Ведь чуть ли не из каждого утюга предупреждают о схемах мошенничества!» Но, к сожалению, далеко не все способны дать отпор аферистам, которые к тому же обладают определенными навыками психологической обработки. Они разыгрывают целый спектакль, превращая жизнь жертвы в ад. И человек живет с одной мыслью: скорее бы все закончилось.

Разберем стандартный способ обмана, когда поступает звонок о грозящей блокировке телефонного номера. Всегда очень вежливый голос интересуется: будете ли продлевать действие сим-карты. Далее следует серия уточняющих вопросов: на сколько лет заключаем телефонный договор, довольны ли действующим тарифным планом или подобрать более выгодный? Если человек соглашается, ему сообщают, что все произойдет автоматически, через госуслуги. Нужно только назвать код из поступившего СМС. Вам говорят, что все прошло успешно и можете дальше пользоваться телефонным номером.

На следующий день вас ждет продолжение спектакля. Поступает очередной звонок, голос уже не такой вежливый. Сообщают, что кто-то получил доступ к вашей учетной записи на портале госуслуг. «Вы называли кому-то коды из СМС?» – напирает незнакомец. И тут приходит озарение – вчера же вы продлевали действие своей сим-карты! Так это был не сотрудник оператора сотовой связи, а мошенники!

Вашу догадку тут же подтверждает собеседник. Сначала с сочувствием в голосе, потом начинает обвинять в невнимательности, несерьезном отношении к сохранности персональных данных и даже в нарушении закона. Для пущего эффекта могут заявить, что ваши деньги теперь пойдут на финансирование противника.

Жертва испугана, растеряна... Человек готов выполнять все условия, лишь бы происходящий кошмар закончился. «Ситуация серьезная, сами понимаете, какое сейчас время, – слышите вы в трубке. – Последствия могут быть необратимыми, но закон есть закон… Мы все же постараемся помочь. Передадим ваши координаты следователям ФСБ, они с вами свяжутся. Ждите!»

– Может быть, мне в полицию лучше обратиться? – предлагаете вы.

– Конечно, можете поступить так, как считаете нужным. Но вы же осознаете, что теперь вас подозревают в финансировании ВСУ? Вы хотите более серьезных проблем? Вы сейчас дома? Вот и не выходите никуда. С вами свяжутся, – заявляет аферист.

Вскоре действительно раздается звонок от якобы сотрудника ФСБ. Здесь уже никаких сочувствующих нот в голосе, все жестко. «Вы попали в разработку специальной группы ФСБ, которая занимается преступлениями, связанными с переводом денег на Украину, а также с разглашением государственной тайны. Вы сами предоставили мошенникам доступ к своей учетной записи на госуслугах! О том, что нарушили закон, никому не сообщили, в МФЦ не обратились. То есть дали преступникам доступ к государственным документам и скрыли это от правоохранительных органов. Вы понимаете, что это значит?» – напирает звонящий.

А потом может сообщить, что на вас заведено уголовное дело и вы обвиняетесь в государственной измене. «Ситуация крайне сложная, ваше дело мы передадим вышестоящему руководству, возможно, они смогут помочь. Ждите звонка. Никуда не выходите и никому не звоните, чтобы не пропустить вызов, от которого зависит ваша судьба», – дают вам инструкции.

А дальше вас буквально изводят звонками. Вы уже не понимаете, что происходит, а потому бездумно выполняете все требования, вплоть до установки на телефон каких-то программ.

Бесконечные звонки, угрозы уголовным преследованием, обвинения в спонсорстве терроризма, требования срочно перевести все сбережения на безопасный счет... Если вы послушались и установили стороннее приложение, телефон начинает жить свой жизнью. Вы не можете никому позвонить, вам сыплются какие-то уведомления, приложения сами открываются и закрываются...

Развиваться события дальше могут разными путями. Могут отправить в банки оформлять кредиты. «Так вы спасете свои деньги», – это объяснение не поддается никакой логике, но вы уже не в состоянии трезво оценивать происходящее.

Вам запрещают отвечать на телефонные звонки от знакомых и друзей: «Вы сами ходите под уголовной статьей о госизмене, неужели хотите, чтобы и родные получили сроки за соучастие? Никто ничего не должен знать! Проговоритесь – сделаете только хуже!»

Вы уже не можете сопротивляться, ваша воля подавлена... Единственное, чего хотите, чтобы вас оставили в покое. Поэтому идете в банк, снимаете деньги или оформляете кредит. Даже если операционист заподозрит что-то неладное и попытается отговорить вас от необдуманного поступка, вы его не слушаете. Требуете выдать деньги, перечисляете их на продиктованный счет и... все заканчивается. Вам больше не звонят.

А потом приходит осознание того, что вы натворили! Вы сами отдали все деньги только потому, что неизвестные угрожали по телефону. То есть вас просто обманули.

ВАЖНО!

Никому и никогда не сообщайте данные банковской карты (номер, срок действия, ПИН-код, СМС-код безопасности). Даже если вас просит об этом сотрудник или служба безопасности банка. Банк обладает всей необходимой для совершения операций информацией.

Никогда не соглашайтесь переводить деньги со своего банковского счета или своей банковской карты на «безопасный счет» из-за сбоя или угрозы мошенничества. Запомните: самый безопасный счет для ваших денег – это ваш счет. Требований назвать персональную информацию и предложений перевести деньги на резервный счет достаточно для того, чтобы понять, что вы имеете дело с мошенниками.

Будь в курсе!

Артур АЛЯБЬЕВ

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1557/new/019464/.

Архив статей газеты ~ № 34 (1557) 20 августа ~ 2024 год.