Найти тему
Vgudok.com

Денег нет, но вы реализуйте! Национальный проект «Транспорт»: триллионы рублей, миллиарды тонн и вопросы экспертов

Близка к завершению, если не завершена работа правительства над Нацпроектом «Эффективная транспортная систем» (НП «Транспорт»), которая входит в пул 11 нацпроектов по развитию экономики, анонсированных Президентом в мае 2024 года.

Финальный бюджет проекта на текущем этапе подрезан. Вместо ₽10,2 трлн в июле теперь это ₽8,605 трлн, из которых ₽1,25 трлн (14,5%) бюджетные средства в период с 2025–2030 гг.

НП «Транспорт» содержит 9 подпроектов («ВМС», «ЖД-сеть», «Порты», «Аэропорты», «Пункты пропуска», «Внутренние водные пути (ВВП)», «СМП», «Цифра», «Кадры»). Ранее НП «Транспорт» был разбит на финансирование между проектами, теперь разбивка чохом (по ценности бюджетных средств (смотрите фото).

-2

Из ключевого появилась методика отбора проектов на основе нового ПП 1512 обновлённого в июне 2024 года. И приоритизация средств, где ₽0,9 трлн — это самый стартовый уровень потребного финансирования.

KPIs верхнего уровня: 166% роста транспортной (единой опорной) сети. Рост авиаполётов на человека в 1,5 раза. Обеспечение вузов оборудованием на 100% с 30%. И наш любимый электронный документооборот — 90%.

Фундаментально эффект должен быть от изменения принципа работы: если ранее «шли по пути экстенсивного развития (что привело к росту капиталоёмкости, а также к ущербу поддержания состояния уже действующей инфраструктуры), то теперь в основу ляжет транспортно-экономический баланс единой опорной транспортной сети» — 
цитата Белоусова.

Уже на этом уровне у рынка много вопросов к документу:

- Денег стало меньше в сравнении с июлем 2024 г., а KPIs — выше, значит где-то были/есть резервы. Насколько они уже исчерпаны?

- Видимо, средства между проектами решили делить потом, а то сейчас получается, что шкура неубитого медведя?! Это, видимо, чтобы заранее интересанты не передрались. Или почему в новой версии НП «Транспорт» нет разбивки средств по проектам/разделам?

- Сможем ли мы проверить вложение внебюджетных средств, которое в 5 раз повышает бюджетные, на заданном уровне? И как их отсутствие скажется на итоговых KPIs?

- Показатели авиамобильности зависят от наличия самолётов, а если их не будет, что не исключено, будет ли скорректирован бюджет на аэропорты?

- Почему именно оборудование вузов техникой (главная строка затрат раздела кадры) гарантирует 100% обеспечение отрасли высококвалифицированными специалистами?

А учителя, лаборатории, программа — это не важно?!

- Где возникает эффект баланса (по Белоусову), если профицитные порты растут на + 215 млн тонн, а дефицитные уже сейчас железные дороги на +150 млн тонн?

-3

- Почему внутренние водные пути финансируются минимально, в сравнении с другими программами, хотя отставание от лучших практик развития и эксплуатации здесь самое существенное?

- Проект СМП из-за кардинальной рассинхронизации с планами ПП от августа 2022 г. решили переименовать в Большой СМП, приплюсовав к Арктике не только Мурманск, но и Санкт-Петербург. Не возникнет ли здесь дублирование проектов и средств по разделам: «Порты», «СМП», «ЖД»? Так как Мурманск и Питер включены и в эти разделы НП «Транспорт».

- Зачем новому варианту проекта СМП — Большому СМП быть быстрее Суэцкого канала в 1,5 раза (так заявлена основная и практически единственная цель этого проекта)? И в какой части быстрее от Питера до Владика, или до порта Шанхая? И в какой период в году чтобы именно было быстрее?

Очевидно, что время летом и зимой будет разное.

- Цель — тотальный электронный документооборот звучит с самых высоких трибун более 15 лет. Итог, как мы видим из данных НП «Транспорт», — 0,01% таких документов. Возможно, стоит уточнить: объём средств, уже вложенных в этот проект? И почему они не обеспечили ожидаемый результат, прежде чем тратить новые?

К деталям разделов НП «Транспорт»*

1. ВСМ
Цели: 2:15 ч и 23 млн чел в год в 2028 году
Финансы: ₽2,3 трлн по смете от июля 2024 г. (нового разделения на проекты, как сказано выше, пока нет)

2. Развитие ЖД
Цели: +150 млн тонн к 2030 году, и 270 млн тонн пропускная Восточного полигона к 2032 году
Финансы: ₽4,3 трлн

3. Морские порты
Цели: прирост 213 млн тонн в 16 морских портах
Финансы: ₽0,7 трлн

Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на новый Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO

4. Внутренние водные пути
Цель: +600 км ВВП с осадкой 3,6 м; 99% сооружений (причалов и т.д.) в нормативном состоянии на реках и озёрах (сейчас менее 40%)
Финансы: ₽0,16 трлн

5. Пункты пропуска
Цель: увеличение объёмов перевозок в 1,5 раза, сокращение досмотра ГТС и АПП до 10 минут, рост пропускных способностей по ЖДПП 1,8 раза, АПП в 2,5 раза
Финансы: ₽0,36 трлн

6. Аэродромы
Цель: 242 аэродрома всего, реконструкция и постройка +75 шт., рост пропуска на 114%
Финансы: ₽0,419 трлн

7. Большой СМП
Цель: сокращение времени в пути в 1,5 раза по сравнению с Суэцким каналом
Финансы: ₽0,744 трлн

8. Кадры
Цель: расплывчатая — то ли новые тренажеры на 70% и + 130 тыс. обученных на них, то ли обеспечение +6,15% новых кадров
Финансы: ₽0,12 трлн

9. Цифра
Цель: 90% электронного документооборота. Внедрение НЦТП, ГИС Транспортно-экономического баланса
Финансы: ₽0,019 трлн

*параметры финансирования указаны по данным драфта НП «Транспорт» от июля 2024 г.

Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на новый Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO