В предыдущей статье мы рассмотрели историю вхождения территории Харьковской области в состав Русского государства, ссылка приведена в конце статьи.
Развитие Харькова в XVIII в.
В конце XVII‒начале XVIII вв. на территории Слобожанщины сохранялась военная напряженность. Город-крепость Харьков оказывается в районе переходов войск Петра I во времена Азовских походов (1695‒1696), Полтавской битвы (1709), отражения крымско-татарских набегов в начале XVIII в. В дальнейшем, по мере укрепления позиций России на своих южных рубежах, Харьковская крепость, как оборонительное сооружение, утрачивает свою функцию. Город начинает расти, образуются слободы и посад. В 1726 г. в Харьков переводят Белгородскую Епархиальную семинарию (Харьковский коллегиум), начинают открываться церковно-приходские школы.
В 1765‒1780 гг. город получает статус центра созданной Слободско-Украинской губернии, возглавлял которую генерал-губернатор. В 1780 г. губерния преобразуется в Харьковское наместничество, в которое входит 15 уездов. В 1796 г. наместничество опять стало Слободско-Украинской губернией, которая просуществовала до 1835 г. В 1782 г. в Харькове проживало 11 тыс. жителей. В городе были развиты различные ремесла: кузнечное, столярное, слесарное дело, производство, кирпичей, украшений, спиртных напитков, возникали мануфактуры. Харьков, располагаясь на пересечении путей, стал крупным торговым центом.
Развитие Харькова в XIX в.
Город продолжает развитие как образовательный и культурный центр, в 1805 г. здесь был открыт университет, в военном 1812 г. открыт институт благородных девиц, а в послевоенном 1816 г. ‒ драмтеатр.
В 1811 г. в городе открывается филотехническое общество, которое способствовало продвижению научных и технических знаний для развития промышленности. В 1810-е и 1820-е годы в Харькове активно развивается издательская деятельность, в свет выходят множество газет и журналов.
В 1835 г. в Российской империи была проведена очередная реформа, в результате Слободско-Украинская губерния становится Харьковской губернией, в которой к 1856 г. в результате завершения преобразования границ, формируется 13 уездов. К началу 1860-х гг. в городе проживало уже 50 тыс. чел.
Со второй половины XIX в. в Харькове начинает активно развиваться промышленные предприятия. В значительной степени этому способствовала отмена крепостного права в России в 1861 г. Здесь работают медно- и чугунолитейные заводы, предприятие по производству боеприпасов. Получает развитие производство мыла, красок, строительных материалов, обработка кож.
Важное значение в этом имело развитие железнодорожного транспорта. В 1869 г. через Харьков была проложена железнодорожные магистраль Курск‒Харьков‒Лозовая. Были открыты железнодорожный вокзал и депо. Получили развитие ремонт паровозов и вагонов. Железная дорога связала город с Москвой центральными, южными Черноморскими портами и другими регионами. Харьков оказался на месте пересечения важнейших железнодорожных путей и стал крупнейшим железнодорожным узлом и региональным центром их управления.
В 1870‒ 80-е годы в Харькове открываются внутригородская конная железная дорога, водопровод, улицы освещаются газовыми фонарями, начинает работать промышленно-художественный музей, открывается библиотека. Открытый в 1885 г. технологический институт, способствует обеспечению развивающейся промышленности города квалифицированными инженерами.
В 1890-е годы в Харькове начинает работу механический и паровозостроительный заводы, будущий Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (танковый), запущена первая электростанция. К концу XIX в. в городе действовало более 250 различных предприятий, на которых трудилось почти 12 тыс. чел.
По переписи 1897 г. в Харькове проживало 174 тыс. чел., это был восьмой по численности населения город Российской империи. В Харьковской губернии проживало 2,5 млн чел. В городе начинают работать банки и другие финансово-кредитные учреждения.
Развитие Харькова в начале XX в.
В начале XX в. городе запускаются кондитерская фабрика, производство канатов. Кроме крупных предприятий в начале 1900-х гг. в Харькове трудились более 20 тыс. ремесленников. В 1906 г. трамваи в городе заменяют конную тягу на электрическую. К 1913. В Харькове начинается производство двигателей внутреннего сгорания.
Даже в годы Первой мировой войны в Харькове появлялись новые промышленные предприятия. Это было связанно с эвакуацией и с производством для нужд армии. Так, например, в 1915 г. Харьков был эвакуирован завод по производству электрооборудования, в 1916 г. в Харькове открылись суконные мастерские для изготовления обмундирования. К 1917 г. на предприятиях города трудились до 35 тыс. чел., население города составляло более 360 тыс. чел.
Таким образом, к революционным событиям 1917 г. в России, Харьков подошел как крупный губернский, промышленный и транспортный центр, город с развитой наукой, образованием и культурой. Подписывайтесь на наш канал «Знание истории России». Нравится статья – пожалуйста, ставьте лайк. Читайте на нашем канале: Как территория Харьковской области вошла в состав Русского государства в XVI‒XVII вв.