Найти тему
Исторические мелочи

О портрете «джентльмена» с орденами или Истина где-то рядом

В конце 2020 г. на аукционе Сотбис продавался портрет неизвестного молодого мужчины работы французского художника Луи-Франсуа Обри, созданный в 1810 г.

Личность портретируемого осталась неизвестной аукционерам, поэтому подписан лот просто «портрет джентльмена». Однако мне показалось, что присутствующие на портрете предметно-бытовые детали дают шанс, по крайней мере, попробовать атрибутировать персонажа. В самом деле, хотя «джентльмен» запечатлен в обычном партикулярном фраке, который ничем нам не поможет в деле идентификации личности портретируемого, зато у него («джентльмена», не фрака) имеются знаки двух орденов. И как показало внимательное рассматривание оных – один из этих орденов является весьма редким.

После некоторого времени, потребовавшегося мне, чтобы покопаться на задворках своей памяти, я идентифицировал знак, висящий на шее у персонажа на синей ленте, как инсигнию ордена Вестфальской короны. Вскоре выяснилось, что я мог и не напрягать память, достаточно было просто прокрутить интернет-страницу с лотом вниз и прочитать вполне точное указание на название ордена в данной аукционерами аннотации:

«На портретируемом надеты два чрезвычайно недолговечных ордена: Орден Вестфальской короны был учрежден братом Наполеона Жеромом, королем Вестфалии, 25 декабря 1809 года. Ношение этого ордена вскоре было запрещено: в курфюршестве Гессен с 31 декабря 1813 года, а в Пруссии — с 26 февраля 1815 года».

Верхняя звезда на левой стороне груди персонажа явно принадлежит тому же ордену. Сочетание шейного знака с нагрудной звездой говорит о наличии у нашего «джентльмена» командорского класса ордена Вестфальской короны.

Знак ордена Вестфальской короны
Знак ордена Вестфальской короны

Действительно, орден, учрежденный в созданном решением Наполеона Вестфальском королевстве его братом Жеромом Бонапартом, который стал королем новообразованного государства, просуществовал буквально три с небольшим года. Прекратил свое существование он вместе с королевством, в котором служил высшей наградой.

Второй же орден, знаки которого видны на портрете и который авторы экспертной аннотации почему-то не назвали, хотя и упомянули о двух орденах – это вюртембергский Рыцарский орден Золотого орла, позднее (в 1818 г.) преобразованный в орден Вюртембергской короны. К этому ордену относятся нижняя звезда на груди портретируемого и чресплечная красная лента под фраком.

Из двух орденов персонажа вестфальский орден имеет более низкую степень. Тот факт, что его звезда (предположительно его, поскольку прописана она как-то странно) расположена на груди выше звезды вюртембергского ордена, имеющего более высокую степень (точнее, вообще не разделявшегося на степени) говорит по идее о том, что вестфальская награда для портретируемого «своя», не иностранная. То есть перед нами вестфальский подданный.

С информацией о награжденных командорской степенью ордена Вестфальской короны проблемы нет. И перечень этих лиц не велик. Вот они все, голубчики.

-3

А учитывая, что нам известен еще и год создания портрета – 1810 г., можно, скорее всего, и вовсе ограничиться просмотром первых двенадцати персон из этого списка. «Скорее всего» потому, что теоретически знак ордена мог быть дописан на портрет, созданный в 1810 г. и позднее, например, в 1811 г.

Но, к сожалению, попытки просмотра информации по командорам ордена Вестфальской короны из приведенного выше перечня к искомому результату не привели. Ни для одного из них мне не удалось найти сведений о наличии, помимо ордена Вестфальской короны, еще и вюртембергского Рыцарского ордена Золотого орла. А для многих из них отсутствуют и портреты, что не позволяет «сличать» их с нашим персонажем и на предмет внешнего сходства. Для вюртембергского же Рыцарского ордена Золотого орла мне и вовсе не удалось найти в открытом доступе перечень кавалеров.

В списке командоров ордена Вестфальской короны мне удалось найти одного персонажа, который позднее (после награждения вестфальским орденом) имел отношение к Вюртембергскому королевству. Да не просто имел отношение, а служил там целым министром финансов. Это барон Карл Август фон Мальх (Мальхус). Но и в этом случае нет никаких данных о наличии у него вюртембергского Рыцарского ордена Золотого орла. Да и внешне, кажется, не похож на персонажа аукционного портрета

Неизвестный художник «Карл Август фон Мальх (Мальхус) в 1800 г.»
Неизвестный художник «Карл Август фон Мальх (Мальхус) в 1800 г.»

Собственно, наличие у персонажа вюртембергской награды и не означает обязательно, что он имел какое-то отношение к соответствующему государству. Вюртембергский король мог и просто захотеть уважить какого-либо фаворита брата своего могущественного французского союзника и покровителя.

Кстати, удалось найти упоминание интересующего нас портрета на странице Википедии, посвященной художнику Луи-Франсуа Обри. «Молодой сановник в черном фраке, белом жилете и галстуке, с нагрудной звездой и красной лентой королевского вюртембергского ордена Золотого орла, 1810» - это, похоже, он, наш персонаж.

А вот с атрибуцией его личности пока не получилось. Но истина где-то рядом. Где-то в том, приведенном выше перечне фаворитов и сотрудников «веселого короля» Жерома Бонапарта, пожалованных им орденом Вестфальской короны.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.