Найти в Дзене

Что тренировать парню, девушке или какие физические качества развивать: сила, скорость, выносливость, гибкость, ловкость. Цель тренировки.

Для начала напомню всем, что с точки зрения физического развития и тренировочного процесса у человека есть 5 физических качеств/характеристик, которые можно (и нужно) развить (развивать):

1. Ловкость и координация движения (чувство баланса и равновесие сюда же отнесем).

2. Гибкость тела (и эластичность связок, мышц).

3. Выносливость (аэробная, анаэробная, сопротивление утомляемости, умение быстро восстанавливать силы и т.д.).

4. Быстрота (не только бега, а и скорость выполнения любого движения или упражнения. И, пожалуй, реакцию сюда же отнесем).

5. Сила (имеется ввиду в первую очередь максимальная мощность и сила в том или ином упражнении).

Развивать одновременно всесторонне все эти качества крайне сложно, ввиду того что  упражнения, техника и сам тренировочный процесс для каждой из перечисленных физических групп качеств будут отличаться. Мало того, многие упражнение будут взаимоисключающими при тренировке тех или иных качеств. Ну, и как я уже оговорился выше, это по сути группы качеств, которые в комплексе тоже не всегда развивают.

//Те же пауэрлифтеры троеборцы хоть и развивают одновременно кучу мышц для выполнения многосуставных упражнений с целью демонстрации максимальных силовых показателей в жиме лежа, становой тяге и приседе - покажут при этом не самые выдающиеся результаты в несвойственных им "не классических" упражнениях (том же поднятии штанги на бицепс) ввиду игнорирования 'ненужных' по их точке зрения упражнений и мышц.//

Так вот, перед тем как активно и усиленно начать заниматься физическими тренировками в зале на тренажёрах, первым делом необходимо ответить для себя на вопросы:

  • какова цель ваших тренировок? (Здоровье? ОФП? Выполнение спортивных нормативов? Увеличение или снижение массы тела? Получение разряда или спортивного звания? 'Чисто для себя' или спорт высоких достижений и профессиональное развитие в этой сфере?)
  • какие физические характеристики вы хотите развить? (Максимальная сила в ущерб скорости, гибкости, реакции, выносливости? Скорость спринтера с развитием только ног? Выносливость стайера и полное игнорирование мышц? Гибкость и ловкость без обременения себя скоростными и силовыми занятиями? Меткость и координация движения без применения любых классических физических упражнений? Или может боевые единоборства и борьба?)
  • какой специалитет: в узкой специализации вы хотите развиваться или более широком всестороннем профиле? (сравните хотя бы внешний вид спринтера и стайера, вид спорта вроде один, а анатомия и деятельность мышц разные, как и тренировочный процесс)
  • как часто вы готовы тренироваться и сколько времени проводить в зале или другой спортивной площадке, помещении, снаряде?
  • сколько денег готовы тратить на тренировочный процесс, инвентарь, снаряжение, тренеров, массажистов, медикаменты, диету?
  • а есть ли у вас биологическая, генетическая, психологическая и прочие предрасположенности (в том числе низкая степень травмируемости, крепость 'скелета', умение держать удар, высокая регенерация тканей и т.п.), чтобы на высоком уровне заниматься физической деятельностью и не "сломаться"?

//Кстати, об этой самой предрасположенности. Она никак напрямую не зависит от цвета кожи, нации спортсмена, его гендерного признака. А если вы считаете, что у темнокожих атлетов она (предрасположенность генетическая) выше чем у других, глядя на многие европейские и американские сборные - тогда ответьте, пожалуйста, на вопрос, почему добрая часть мировых спортивных олимпийских рекордов не принадлежит индейцам, новозеландским канибалам и африканским пигмеям?? Задумайтесь 🙂 ). //

Только ответив (для себя в первую очередь) на все эти вопросы ⬆⬆⬆, можно разрабатывать план первичных тренировок и идти к поставленным целям.

Если вы изначально не планируете становиться профессиональным спортсменом, сдавать нормативы и устанавливать рекорды - то здесь всë проще, можно заниматься всем подряд в своë удовольствие. Тогда главная ваша цель, это не навредить собственному же здоровью и с головой подходить к занятиям, упражнениям, выбору дисциплин, интенсивности и нагрузке на организм.

Если ваш выбор (или родителей, т.к. в спорт высоких достижений приводят в 6 лет) пал на профессиональное развитие в спорте, получение спортивных званий (и т.д.) - тогда здоровьем придется пожертвовать (надеюсь у вас его много). Кроме того, любые занятия другими видами спорта и дисциплинами скорее всего не будут приветствоваться, так как это негативно может повлиять на ваш прогресс и максимальные показатели в выбранном направлении.

/а могут и не повлиять негативно, но вас будут уверять скорее всего в обратном. Да и вообще, тренер всегда прав, что сказал, то и делай - инакомыслие, как и везде это принято, не приветствуется и не поощряется/

Ещё раз напоминаю сила-скорость-выносливость-гибкость-ловкость это зачастую звенья разных цепей. Чем сильнее вы будете преуспевать в одном из этих физических показателей, тем соответственно сильнее и отставать в оставшихся. На пяти стульях, увы, усидеть не получится, чем то придется жертвовать (а погружаясь все глубже в область спортивных достижений, кроме этого, на жертвенный алтарь будет принесено и здоровье) . Поэтому выбор пути физического развития должен быть максимально осмысленным с чётким обозначением целей (а как следствие и пониманием, чем придется пожертвовать).

Каждый вид спорта хорош по своему и развивает в первую очередь свойственный ему набор физических качеств.

Поэтому по мышечному строению тела спортсмена зачастую легко можно понять, кто перед нами: гимнаст, борец, пловец, футболист. А желание соответствовать чётко определенной весовой категории наложит ещё и свой местный отпечаток на морфологию тела.

Подводя итог, мой общий посыл следующий:

1. Занимайтесь спортом (это полезно не только для здоровья, но и много для чего ещё).

2. Занимайтесь спортом с 'головой', осмысленно, с чётким пониманием для чего вы все это делаете и какой ждете результат (а последний напрямую зависит от поставленных вами перед собой целей, а также спланированным тренировочным процессом).

Ну, и опять немного теории в заключение:

  • воздействуя в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияет и на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух величин: 1) применяемых нагрузок, 2) уровня физической подготовленности,
  • много раз было доказано, что на начальных этапах тренировки развитие силы, быстроты и выносливости приводит к совершенствованию и других качеств. Однако в дальнейшем подобный рост прекратится и упражнения, которые раньше вызывали развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать преимущественно тренирующее влияние лишь на некоторые из них. А в последующем могут проявиться даже отрицательные отношения между отдельными качествами.
  • у начинающих наиболее разносторонне воздействуют на организм упражнения на быстроту, применяемые в виде циклических движений максимальной интенсивности. Упражнения на силу, и в особенности, на выносливость, оказывают менее широкое воздействие на всестороннее развитие начинающего.
  • наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определённом уровне развития остальных. Поэтому воспитание физических качеств должно обеспечивать их гармоническое развитие в необходимом соотношении.
Читайте первоисточники, а не то как одни блогеры пересказывают других блогеров.
Читайте первоисточники, а не то как одни блогеры пересказывают других блогеров.