Мы сталкиваемся с адаптацией чаще, чем может показаться: в детском саду, школе, на новой работе, в новом городе, с новыми друзьями. У ребенка, принятого в приемную семью, полностью меняется жизнь. Новые правила, нормы, школа, люди вокруг – ко всему этому нужно привыкнуть, и это занимает время.
Процесс адаптации происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне человек привыкает к новому режиму, ритму жизни, обстановке и бытовым условиям. На психологическом уровне меняются мысли, чувства, ценности и взгляды под влиянием новых обстоятельств. На социальном уровне человек учится новым ролям и способам общения с окружающими.
Адаптация в приемной семье – долгий и сложный процесс, требующий терпения и взаимопонимания. Семье нужно пройти несколько этапов, чтобы построить гармоничные отношения. Условно адаптацию делят на четыре этапа.
Четыре этапа адаптации.
Представим семью: родители Николай и Елизавета, и их приемный ребенок Денис, которому 8 лет. Несколько лет он провел в детском доме и никогда не жил в приемной семье, поэтому не знал, чего ожидать.
На первом этапе адаптации Денису было трудно. Он одновременно испытывал страх перед новой семьей и радость от возможности жить с родителями. Николай и Елизавета создали спокойную и доброжелательную атмосферу, чтобы Денис мог постепенно к ним привыкнуть. Этот период можно назвать "медовым месяцем", когда каждый старается показать себя с лучшей стороны, стремясь создать образ идеальной семьи.
Второй этап адаптации стал сложнее. В семье начали устанавливаться правила и режим, против которых Денис протестует. Но постепенно у него начало развиваться доверие к родителям, так как они не только говорили, но и показывали свою поддержку и заботу.
На третьем этапе семья начала привыкать друг к другу. Денис освоил правила и стал их соблюдать. Он пытается разобраться в своих ролях и отношениях с родителями. Николай и Елизавета поддерживают его и помогают развивать уверенность, давая понять, что он важен и любим, независимо от прошлого. На этом этапе конфликты еще случаются, но их становится меньше.
Постепенно Денис переходит к четвертому этапу адаптации – интеграции. Благодаря усилиям всей семьи, он стал полноценным её членом. Денис участвует в семейных праздниках, выполняет семейные обязанности и начинает оказывать свое уникальное влияние на семейную жизнь.
Адаптация в приемной семье – это сложный и индивидуальный процесс, зависящий от характера и психологического состояния каждого ребенка. Приемная семья должна быть готова к тому, что адаптация может занять много времени и потребовать значительных эмоциональных и физических усилий. Обычно активный период адаптации длится от 1 до 3 лет.
Новая школа.
Приемные дети могут стесняться своего статуса, и это, в сочетании с низким уровнем школьной подготовки (что часто бывает у детей из неблагополучных семей или детских домов), вызывает у них негативные переживания. Они могут чувствовать неуверенность в своих силах, занижать свою самооценку и считать себя хуже других. В такой ситуации ребенок может уйти в самоизоляцию и отказаться контактировать с одноклассниками или начать вести себя протестно-демонстративно.
Андрей, 13 лет, попал в московскую приемную семью из другого региона. В какой-то момент он сказал родителям, что не хочет больше ходить в школу и хочет перейти на домашнее обучение. У него были сложности с освоением школьных предметов, но успеваемость по основным дисциплинам была на уровне твердой тройки.
На приеме у психолога Андрей рассказал, что ему очень тяжело в новой школе, где все выглядят уверенными в себе, а он чувствует себя чужаком, «как будто с луны сваленный». Несмотря на это, учеба была ему интересна, и мотивация к учебе оставалась высокой. С помощью психолога Андрей смог расставить приоритеты и выявить проблемные моменты, над которыми начал работать вместе с психологом. Приемные родители нашли для Андрея репетитора по сложным предметам. Через год он смог привыкнуть к новой школе, нашел там друзей и присоединился к внеурочной деятельности.
Принятие правил семьи.
Дети, которые жили в неблагополучных условиях или в сиротских учреждениях, часто не имеют навыков самодисциплины и привычек, связанных с поддержанием порядка. Они могут не убирать за собой посуду, не предупреждать родителей о своих планах, не чистить зубы по утрам, нерегулярно принимать душ и не поддерживать порядок в своей комнате. У них нет ценности уюта и собственного комфорта.
Когда ребенок приходит в приемную семью, он не начинает с «чистого листа». Он приносит с собой свои представления о жизни и тот опыт, который у него сформировался. Например, если ребенок жил в условиях, где постельное белье меняли раз в несколько месяцев и ел он в комнате, а не на кухне, ему будет сложно привыкнуть к новым правилам. Он может не понимать, зачем это нужно, ведь раньше он так не делал, и все было нормально.
Ребенок не сразу примет новые ценности и правила. Он может начать проверять границы приемной семьи на прочность. Поэтому важно, чтобы в начале правил было не слишком много, в идеале не больше пяти. Со временем, когда ребенок усвоит и примет эти правила, можно добавлять новые, обязательно объясняя ребенку, почему это правило важно и зачем его нужно соблюдать.
Принятие правил семьи – это взаимный процесс. Правила должны быть обязательны для всех: и для детей, и для взрослых. Если в доме есть правило не есть в комнате, то оно должно применяться ко всем. Например, если взрослые захотят поесть что-нибудь вкусненькое во время просмотра фильма, им придется отказаться от этой идеи, чтобы не провоцировать ребенка на нарушение правила. Адаптация к семейным правилам – одна из самых сложных форм адаптации, поскольку она касается всех членов семьи.
Режим питания.
Питание влияет не только на физическое здоровье, но и на эмоциональное состояние ребенка. Детям, которые жили в ситуации неблагополучия, может быть сложно привыкнуть к культуре правильного питания. Очень часто дети могут прятать еду, либо отдавать предпочтение вредной пище – фастфуду, чипсам, шоколадным батончикам – и отказываться есть супы, мясные блюда и гарниры. Ребенок может не чувствовать чувства насыщения и есть до рвоты и боли в животе.
Ева, попавшая в семью в 12 лет, с первых дней жизни в приемной семье отказывалась есть еду, которую готовила приемная мама. Она выбрасывала ее, била тарелки, требовала в магазине, чтобы ей купили колбаску, чипсы и газировку. Приемной маме потребовалось много терпения и фантазии, чтобы постепенно приучить девочку к новой культуре питания. Приблизительно полтора года понадобилось ребенку, чтобы сформировать новые вкусовые предпочтения.
Кровные дети
Появление приемного ребенка в семье, затрагивает всю семейную систему: взрослых и кровных детей. Специалисты, которые работают с приемными семьями, часто сталкиваются с ситуацией, что кровные дети, в первую очередь доподросткового возраста, находятся в сильнейшем стрессе, когда взрослые принимают решение о том, что в семье будет жить приемный ребенок. Родители обсуждают свое решение с кровными детьми, но очень часто это происходит по большей части формально (ребенка ставят перед фактом) и разговоры с кровным ребенком не носят системного характера, а происходят периодически и не дают ребенку полной картины о том, как изменится его жизнь после того, как в семье появится приемный ребенок.
Например, кровному ребенку говорят: «Ты знаешь, мы с папой решили, что с нами будет жить еще один ребенок, у него нет семьи и ему очень плохо. Он станет для тебя братом//сестрой, вы будете дружить, правда здорово?» В таких ситуациях маленький ребенок чаще всего говорит «да, здорово», взрослые удовлетворенные таким ответом погружаются в заботы, связанные с поиском приемного ребенка и оформлением необходимых документов, а кровный ребенок, в это время наблюдая со стороны за поведением взрослых, остается один на один со своими вопросами, которые множатся в его голове и вызывают сильную тревогу: а зачем нам вообще новый ребенок, ведь хорошо жили все вместе. А где он будет спать, я буду делить с ним свою комнату и игрушки? Или будет как-то по-другому? И самый главный вопрос: мама с папой теперь по-другому меня будут любить? А вообще я нужен им буду или теперь будут любить только нового ребенка?
Мария Игоревна сказала своей 11 летней дочери Люде, что в скором времени в семье появится еще одна девочка, которая до этого жила в детском доме, и они начнут жить одной семьей. На словах Люда поддержала решение мамы и сказала ей, что она очень рада, но в разговоре с психологом Люда расплакалась и сказала, что вообще ничего не понимает. Люда не понимала, что теперь будет с отпуском, который Мария Игоревна планировала с дочерью, они с мамой поедут туда с новой девочкой или вообще уже никуда не поедут, где будет спать новая девочка и хранить свои вещи? И самое главное, Люда не понимала мотивов мамы, зачем мама захотела взять в их семью еще одного ребенка? Девочка сказала психологу, что у мамы очень мало свободного времени и ей бы хотелось бывать с мамой чаще, гулять, смотреть вместе с мамой фильмы и т.д., а теперь если в семье появится новый ребенок, мама скорее всего вообще теперь не сможет проводить время с Людой.
Этот пример наглядно показывает, о чем может думать кровный ребенок, когда взрослые принимают решение о том, чтобы стать приемными родителями. Важно постепенно и плавно готовить кровного ребенка к тому, что в семье со временем появится еще один ребенок. Начать можно со сказок или фильмов, где рассказаны истории о том, как дети не родные по крови становятся одной семьей с приемными родителями. Очень важно обсуждать с кровными детьми ценностную составляющую просмотренного фильма или прочитанной книги. Так постепенно в мировоззрении ребенка сформируется убеждение о том, что быть одной семьей с ребенком, который не является родным по крови – это нормально и естественно, и соответственно у кровного ребенка значительно снизится тревога и не будет негативных убеждений в отношении приемного ребенка. Второй очень важны этап подготовки кровного ребенка, это поэтапное и детальное обсуждение с ним, какие изменения будут происходить внутри семье в связи с появлением нового ребенка: кто и где будет спать, правила в отношении игрушек и личных вещей, как теперь семья будет проводить выходные и как будет организован досуг и т.д. Предсказуемость поможет избежать кровному ребенку негативных фантазий в отношении будущих изменений.
Чем усложняется процесс адаптации.
Адаптация ребенка в приемной семье может быть сложной по нескольким причинам. Во-первых, ребенку может быть трудно установить эмоциональную связь с новыми родителями. Во-вторых, из-за прошлых травм или проблем с общением ребенок может вести себя агрессивно или непослушно. Травматические переживания, такие как жестокое обращение или потеря близких, могут вызывать стресс, ночные кошмары и тревожность. В-третьих, возможны конфликты с биологическими детьми новых родителей, что приводит к чувству исключенности или соперничества за внимание. Ребенок может горевать из-за потери своей биологической семьи, что вызывает грусть и снижение интереса к новым отношениям. Психические или физические проблемы со здоровьем также могут осложнить адаптацию.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в приемной семье, важно создать безопасную и комфортную среду. Установление здоровых границ и обеспечение эмоционального благополучия играют ключевую роль. Важно учитывать уникальные особенности и потребности каждого ребенка. При возникновении серьезных трудностей помощь профессиональных психологов или семейных терапевтов может быть необходима. Родители, хорошо осведомленные о возможных трудностях адаптации, справляются с ними легче. Участие в специализированных тренингах и курсах помогает развить необходимые навыки.
***
Адаптация ребенка — это постепенный процесс, требующий времени и терпения. Если вы находитесь в процессе адаптации и сталкиваетесь с трудностями, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты Благотворительного детского фонда «Виктория» всегда готовы поддержать вас. Мы также приглашаем вас присоединиться к сообществу приемных родителей, где вы можете найти понимание и обменяться опытом. Пишите нам на почту info@victoriacf.ru, мы обязательно вам поможем.