В самом конце 18 века мнение епископа, по крайней мере, во Франции, имело такое же значение для придворных, что и королевское. Неважно, касалось ли высказывание устройства внешней политики страны, пересказ рассуждений царской особы о работе парламента или критика способностей шеф-повара одного из герцогов. Тем паче, если этот вельможа намеревался заслужить доверие короля и стать его фаворитом. Под горячую руку влиятельного священнослужителя попадает Пьер Мансерон, заведующий кухней герцога Шанфора. Шеф решается подать к столу пирующих господ новое блюдо с картофелем, чем вызывает насмешки гостей и гнев хозяина. Мансерон отказывается приносить извинения, ибо не за что, и отправляется восвояси, туда, где когда-то начинал простым пекарем.
Фильм снят режиссёром Эриком Беснардом, более известным драматургом, нежели постановщиком (в том числе написал Вавилон Н.Э., оригинальный Инкассатор и его пересъёмку Гаем Ричи Гнев Человеческий). Он работает в различных направлениях кино, и снимает не настолько часто и ярко, чтобы можно было определить составляющие авторского стиля. Но в Восхитительно Беснард проявил упрямство и усидчивость, дотошно подошёл к изучению эпохи, выразив её во всей красе, равно как к самой истории, в которой сплёл воедино личные переживания близких кулинара и нерв народного волнения. Получилась воодушевляющая поэма, после просмотра которой некоторое время хочется приготовить что-нибудь этакое, но простое, а больше всего - есть.
В фильме чувствуется пересол радужных мечтаний и счастья, невзирая на грядущие события. Однако это тот случай, когда к данному блюду идёт изобилие специй. Франция в преддверии революции, в этом и таится образ перемен, которые мы творим собственными руками. Дух надвигающейся свободы в отдельно взятой харчевне символизирует идеи, давно назревающие и обретающие материальную форму. Постоянно читающий философские фолианты сын повара, декламирующий речи о равенстве, молод, и потому непоколебим в своей правоте. Он питает отца надеждой и верой, фонтанирует необычными способами, помогающими сделать трактир известным на всю округу.
Было бы слишком пресно, если бы картина о высокой кухне, даже в контексте революционных идей в обществе, вещала только об этом. За сюжетом о приготовлении изысканных блюд во французской глубинке спрятан сюрприз желания мести. И подан этот кунштюк изобретательно, не сразу и не в галоп. Подобный довесок несколько обременяет фильм обязательствами достоверности, хотя скоро зритель осознаёт, что повествование как шло с грациозной лёгкостью умеренного гурмана, так и продолжает течь с грузилом сермяжной вставки. К тому же гуманистическая мысль, возобладавшая над жестокостью, смягчает действо и дарует милосердие.
Оператор, надо выделить его труд, живописует словно художник. Прекрасные пейзажи всех времён года, сами по себе великолепны, но он хватает отдельные жирные куски природы и пишет сугубо сочными цветами. Натюрморты разного рода богатства и бедности, нарочито выверенные и не смотря на это замечательные. Портреты героев по-разному выглядящих, не менее притягивают взгляд. Лица простые, будто из того времени. Костюмы и декорации – особый разговор и предмет самостоятельного исследования, где вроде незамысловато, как трактирное блюдо, но вкусно и мгновенно насыщает аппетит визионеров.
Восхитительно редкая костюмированная историческая трагикомедия, на которую случайно натыкаешься и щебечешь во время и после просмотра словно дитя. Артисты , не самые популярные, выдают лучшие работы своей карьеры, буквально живут и растворяются в героях. В общем, впечатление штучного продукта, редкого на сегодняшний день по тематике, манере исполнения и подачи к столу. Любой соглядатай останется доволен вне всяких сомнений.
P.S.: Спустя пару лет, после выпуска на экраны Восхитительно, те же французы сняли Рецепт любви с Бенуа Мажимелем и Жульет Бинош. Эти фильмы интонационно различаются и действие происходит с разницей в сто лет. Однако можно точно констатировать, что кино о приготовлении пищи эта нация создаёт лучше всякой другой.