Головченко Н. Н., Грибанова Н. С., Вайцель Д. Э. Опыт разработки археологического мультимедийного контента для студентов педагогических университетов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 5: Археология и этнография. С. 9–19. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-5-9-19
Аннотация
Статья посвящена обобщению опыта интеграции фондов Историко-краеведческого музея и оборудования Технопарка универсальных педагогических компетенций Алтайского государственного педагогического университета с ресурсами исторического парка Новосибирской области «Россия – моя история» для создания мультимедийного учебно-просветительного контента, применимого при преподавании курса «Археологический туризм». Показана важность многоканального восприятия объектов археологического наследия в педагогическом процессе. Обсуждаются особенности разработки программы с элементами игры, основанной на материалах археологических памятников Алтая. Большое внимание уделяется требованиям к описанию и анализу критериев отбора предметов, экспонируемых мультимедийно. Показано, что ситуативная геймификация способствует образному восприятию конкретных археологических эпох и связанного с ними материального комплекса.
Ключевые слова: мультимедийный исторический парк «Россия – моя история», технопарк универсальных педагогических компетенций, краеведческий музей, педагогическая археология, иммерсивные технологии, геймификация.
Благодарности: Работа подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Научно-методическая подготовка учителя к работе с информационными ресурсами мультимедийного исторического парка “Россия – моя история” в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров» (Государственное задание № 073-00087-22-04 от 06.06.2022).
Введение
2021 год ознаменовался кардинальными изменениями в технологическом ландшафте педагогических университетов России и Алтайского государственного педагогического университета (ФГБОУ ВО «АлтГПУ» – далее АлтГПУ) в частности. Во исполнение подпункта «и» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 № Пр-753, приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 321 на базе АлтГПУ был создан межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций (далее – Технопарк).
Технопарк представляет собой современное технологически насыщенное образовательное пространство для усиления практической междисциплинарной подготовки будущих педагогов, а также для профессионального совершенствования научно-педагогических работников АлтГПУ и педагогов общеобразовательных организаций. Одной из основных задач Технопарка является разработка, апробация и реализация инновационных образовательных программ и междисциплинарных проектов совместно с другими структурными подразделениями АлтГПУ (включая Историко-краеведческий музей и Институт истории, социальных коммуникаций и права (далее – ИИСКиП)) и его социальными партнерами в рамках сетевого взаимодействия.
В то же время в ходе реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» при АлтГПУ был создан Педагогический Кванториум (далее – Кванториум) имени Павла Константиновича и Любови Алексеевны Одинцовых.
Кванториум – это площадка, формируемая на базе образовательной организации высшего образования, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации, и оснащенная высокотехнологическим оборудованием, средствами обучения и воспитания с целью развития условий по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами для реализации учебных предметов прежде всего естественнонаучной и технологической направленностей. Одной из приоритетных задач Кванториума является организация обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания (в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе детских технопарков «Кванториум», центров естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», центров цифрового образования «IT-куб»).
Кроме того, на базе АлтГПУ открыта площадка общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество “Знание”» и подписано Соглашение о взаимодействии с государственным автономным учреждением культуры Новосибирской области «Исторический парк “Россия – моя история”» (далее – исторический парк «Россия – моя история»).
От Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году АлтГПУ получено государственное задание на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Научно-методическая подготовка учителя к работе с информационными ресурсами мультимедийного исторического парка “Россия – моя история” в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров».
В связи с достигнутыми договоренностями и технологическими инновациями встала задача интеграции нововведений в текущий образовательный процесс. Одним из наиболее четко отвечающих требованиям метапредметности и междисциплинарности курсов, преподающихся студентам ИИСКиП, является «Археологический туризм», базой для реализации которого служит богатое археологическое собрание университетского Историко-краеведческого музея (более ста коллекций). Начало формирования музейного собрания было положено еще в 50-х гг. XX в., и оно ежегодно пополняется новыми материалами полевых экспедиций.
Настоящая статья посвящена обобщению опыта интеграции фондового собрания Историко-краеведческого музея и оборудования Технопарка АлтГПУ с ресурсами исторического парка Новосибирской области «Россия – моя история» для создания мультимедийного учебно-просветительного контента, применимого при преподавании курса «Археологический туризм». Разумеется, презентуемый в данной работе опыт может быть распространен как на другие образовательные организации, так и на иные дисциплины археологического и музееведческого профиля.
Обоснование выбора формы контента
Принципиально важным решением стал выбор формы разрабатываемого мультимедийного контента. Поскольку предусматривалась его эксплуатация одновременно в учебных (археологических, педагогических) и просветительных (музейных, туристических) целях, важно было сохранить, но не зайти слишком далеко в тренде на кастомизацию учебного процесса в педагогических университетах [Веряев, Каменская, 2022, с. 373].
С одной стороны, в учебных целях контент должен был отражать основные археологически изучаемые эпохи истории Алтая 1 . С другой стороны, он должен был легко встраиваться в современные методические разработки по организации учебных и внеурочных, музейных занятий с использованием ресурса регионального компонента, быть доступным для восприятия широкой аудитории: студентов, учащихся образовательных организаций и посетителей исторического парка «Россия – моя история».
В связи со шквальным и неконтролируемым распространением гаджетов и различных технологических новшеств в сфере продвижения учебной информации возникает реальная проблема персонификации всех уровней образования. Данный процесс нельзя предотвратить, его можно лишь возглавить. Отдельными исследователями уже высказывались предположения о том, что в скором времени в школах появятся новые педагогические специальности (игромастер и игропедагог) [Атлас…, 2020, с. 43], в связи с чем уже сейчас необходимо формировать требуемую базу знаний, умений и навыков среди всех педагогов-предметников, включая историков 2 .
Геймификация, понимаемая как внедрение игровых элементов в неигровые процессы, зачастую воспринимается и как условие повышения мотивации, вовлеченности (иммерсии) обучающихся в образовательный процесс [Веряев, Каменская, 2021, c. 90]. Учитывая данный тренд, было решено разработать информационную программу с элементами игры, обеспечивающую многоканальное восприятие объектов археологического наследия (описание, фото, прорисовка, 3D-моделирование и т. п.) в педагогическом и просветительном процессе. В самом деле, в условиях образовательных учреждений, учебных занятий и просветительных мероприятий (особенно выездных в школы) далеко не всегда можно организовать работу обучающихся напрямую с археологическими комплексами [Головченко, Труевцева, 2021, c. 10–12].
Вместе с тем применительно к такой дисциплине, как «Археологический туризм» мы считаем необходимым отметить, что никакие факультативные мультимедийные новшества не заменят аттрактивный и образовательный потенциал работы с памятником, вмещающим его ландшафтом, личный опыт знакомства с подлинными древними предметами в рамках ежегодных полевых практик.
Процесс разработки контента
Сотрудниками Историко-краеведческого музея и учебной научно-исследовательской лаборатории «Историческое краеведение» АлтГПУ совместно с историческим парком «Россия – моя история» Новосибирской области разработана информационная программа с элементами игры, получившая название «Древности Алтая» [Грибанова и др., 2022, с. 39–59]. При подготовке содержательного наполнения программы были использованы находки, хранящиеся в Историко-краеведческом музее университета, всего 32 предмета (по восемь на эпоху камня, бронзы, раннего железа и Средневековья).
Эпоха каменного века проиллюстрирована находками с Гилевского водохранилища-6 (каменные скребло, бифас, долото, топор [Демин, Ситников, 2007, с. 9–10, рис. 1, 6]) и урочища Карбан (многоплощадочный, радиальный и призматический нуклеусы, скребловидное орудие).
Эпоха бронзы представлена наконечником копья с озера Хомутиное, биметаллическим накосником андроновской культуры из погребения 41 и бронзовым ножом из погребения 52 могильника Чекановский Лог-2, бронзовой серьгой из погребения 22 могильника Плотинная [Уманский, Демин, 1974а, с. 13; Памятники…, 1990, с. 43, рис. 5], серпом с поселения Утянка-1 [Ситников, 2014, с. 183], золотой серьгой с раструбом из погребения 24 и сосудом с могильника Чекановский Лог-10 [Демин, Ситников, 2007, с. 41–42, рис. 45, 46], а также сосудом ирменской культуры с могильника Плотинная [Уманский, Демин, 1974б, с. 17].
Серия артефактов эпохи раннего железа включает в себя зеркало-погремушку и алтариккурильницу из кургана 5 могилы 1 Рогозихи-1 [Уманский и др., 2005, рис. 11, 12], бронзовый котел из кургана 1 могилы 1 Объездного-1, кинжал из Шипуновского района, а также железный чекан из кургана 15 могилы 1 Новотроицкого-1 [Головченко, 2022, рис. 3] и золотое изображение горного козла из кургана 15 могилы 3 [Шульга и др., 2009, рис. 124, 18], поясную пряжку из кургана 16 могилы 2 [Там же, рис. 80, 6], золотую нашивную пластинку с изображением коня из кургана 2 могилы 9 Новотроицкого-2 [Там же, рис. 51, 11].
Материальная культура Средневековья представлена бронзовой булавкой и керамическим сосудом из кургана 2 могилы 2 Грязново-3 [Памятники…, 1990, с. 118, рис. 20], бронзовыми медальоном, ложкой, сердцевидной подвеской из могилы 1 Мало-Панюшово [Уманский, Неверов, 1982], железным наконечником стрелы из кургана 33 могилы 1 Карбана-1 [Серегин и др., 2022, табл. 9, 1], наконечником копья из Ильинки и бляшкой из уздечного набора, обнаруженного в кургане 2 могиле 1 Объездного-2 [Телегин, 1999].
При отборе предметов авторы исходили из необходимости продемонстрировать типичные для эпохи и территории артефакты, а также показать предметы, имеющие высокую информативность, экспрессивность и аттрактивность. Основная масса демонстрируемых находок опубликована в научной литературе. При подготовке программы для каждого предмета было составлено индивидуальное описание, включающее в себя основные сведения о предмете: краткую историческую характеристику, датировку, размеры, сведения о происхождении (памятник, автор и год раскопок). Особое внимание нами отводилось доступности изложения данной информации.
Созданный таким образом контент встраивался в уже имеющуюся авторскую программную оболочку исторического парка «Россия – моя история» и ее механику. Запущенная на планшете, тачскрине, ноутбуке или ином гаджете, данная программа легко интегрируется в любые учебные и музейные мероприятия в качестве дополнительного, интерактивного, информационного ресурса. Пройдя по различным кликерам (рис. 1, 1), пользователь может ознакомиться с основной информацией об Алтайском крае и Республике Алтай или сразу перейти на ленту времени.
На ленте времени представлены археологические периоды истории Алтая – каменный, бронзовый и железный века, а также Средневековье, проиллюстрированные интересной находкой соответствующего времени. Пользователь может выбрать любой заинтересовавший его период и получить о нем дополнительную информацию (рис. 1, 2). Со страницы краткого описания исторического периода открывается игровой компонент информационной программы. Нажав кнопку «Игра», пользователь попадает в симулятор археологических раскопок (рис. 2, 1), перед ним открывается разбитый на квадраты участок условного «памятника». Игрок может взять лопату в нижнем правом углу экрана и исследовать любой понравившийся квадрат, затем взяв кисточку очистить обнаруженный им предмет. После чего пользователь получит доступ к содержательному описанию выявленного им артефакта (рис. 2, 2).
Представленная разработка интегрируется с регионоведческим контентом парка «Россия – моя история» г. Новосибирска (в котором присутствует информационный стенд о материалах исследований археологических памятников региона – городища Чича, Бердского, Чаусского и Умревинского острогов), становясь одним из звеньев в экспозиционной цепочке соответствующего тематического раздела. Проходя по залам парка, рассматривая его материалы по истории Сибири, посетитель получает возможность в интерактивной и увлекательной форме ознакомиться с археологическим наследием Алтая, хранящемся в Историко-краеведческом музее АлтГПУ.
В качестве примера схожего контента парка «Россия – моя история» уместно упомянуть интерактивный стол с информационной программой об Аркаиме, городище синташтинской культуры XX–XVI вв. до н. э. (Челябинская область). Работая с данным ресурсом, посетитель может получить карту «Страны городов», информацию о памятнике, его планировке, 3D-реконструкции. При этом 3D-модели представляют в парке не только археологические объекты, но и архитектурные сооружения других эпох.
В учебном процессе по курсам «Археологический туризм», «Древние и средневековые памятники территории Алтая» программа «Древности Алтая» может выступать информационным компонентом при изучении отдельных периодов древней истории региона или основой для организации поисковой и педагогической работы в рамках тематических семинарских занятий.
Ощутимым недостатком программы является лишь отсутствие встроенной системы проверки полученных потребителем знаний. Данный недостаток компенсируется дополнительным ресурсом – мультимедийно представленной викториной, выполненной в Microsoft PowerPoint. При этом разработкой такой викторины могут заниматься и сами обучающиеся, задействовав в процессе ее подготовки другие материалы, также происходящие с археологических памятников Алтая. Из фондов Историко-краеведческого музея АлтГПУ для подготовки подобной викторины нами была отобрана серия вещей, обычно не представленных в традиционной экспозиции. Артефакты были оцифрованы в Технопарке и Кванториуме АлтГПУ с помощью 3D-сканера, после чего модели были загружены на облачный хостинг sketchfab.com, ссылки на них оформлены в QR-коды. Таким образом, появилась возможность использовать объемные копии музейных предметов для презентации непосредственно на учебном занятии, в викторине, в экспозиции музея, в ходе различных музейных мероприятий, а при необходимости и в историческом парке «Россия – моя история» при ее интеграции в информационную программу «Древности Алтая».
В практическом преломлении важно, что 3D-модель можно изготовить не только посредством работы со сложной техникой (сканером, которые есть в Технопарке и Кванториуме), но и в упрощенной форме, воспользовавшись приложением для смартфона, таким как polycam. Это делает получаемый студентами опыт презентации объектов историко-культурного наследия более мобильным в педагогическом плане.
Данный пример – это необходимая в современных условиях педагогическая технология. Оцифровка не единичных находок, а целых собраний может послужить основой для создания на базе образовательной организации или туристического центра своего виртуального музея, экспозиции которого могут быть устроены с учетом опыта организации креативных пространств исторического парка «Россия – моя история». При этом мультимедийные технологии плотно связываются с корпусом дополнительных информационных ресурсов, имеющихся у музея и создающих иммерсивный эффект восприятия истории. Такими ресурсами музея образовательной организации или туристического центра могут явиться тематический хендаут (раздаточный материал), историческая миниатюра, диорамы (бутафорные живописные картины, создающие иллюзию присутствия зрителя в изображаемом историческом или природном пространстве) и террайн (объекты окружения экспозиции, цель которых сделать ее более детальной, яркой и интересной).
Образное восприятие конкретных археологических эпох и связанного с ними материального комплекса может успешно формироваться игровыми подходами. Однако необходимо учитывать, что археология материальна, никакие фотографии, 3D-модели и иные, даже новейшие средства визуализации, включая дополненную и виртуальную реальность, никогда не заменят непосредственного контакта с реальным предметом. Невозможно выстроить процесс археологической, туристической и педагогической подготовки исключительно на игровых методиках, очевидно, они могут использоваться лишь ситуативно в качестве пробуждающего или поддерживающего интерес приложения к основному курсу. Особенно остро данная проблема встает в ракурсе персонификации образования, заостряющего внимание на индивидуальных целях и задачах обучающихся, в то время как археологическая наука, и прежде всего ее полевая составляющая, предполагает опыт «очной» работы в больших коллективах.
Заключение
На данный момент программа «Древности Алтая» апробирована в рамках музейных мероприятий в Историко-краеведческом музее АлтГПУ, выездных просветительных и профориентационных занятий с учащимися средних общеобразовательных школ Барнаула (взаимодействие школьников с программой курировалось студентами ИИСКиП АлтГПУ), а также на региональной площадке Всероссийского фестиваля науки «Наука 0+».
В учебном плане программа показала себя вызывающим интерес ресурсом, с которым хочется работать студентам историкам и «туристам» АлтГПУ, будущим учителям, гидам и экскурсоводам. Задействованные в апробации программы обучающиеся активно включились в разработку различных вариантов ее использования на семинарах, уроках, экскурсиях. Были высказаны предложения по созданию виртуальной экскурсии с элементами квеста, в которую данная программа могла бы быть интегрирована.
Возникший живой интерес к программе «Древности Алтая» позволяет нам сделать вывод о том, что продолжение внедрения мультимедийных технологий в преподавание исторических дисциплин будет способствовать повышению интереса к науке среди студентов педагогического университета, а разумное сочетание традиционных и инновационных методов обучения, применяемых на практике как в высшей, так и в средней школе, приведет к повышению качества исторического и общего образования. В конечном счете, если археология добывает, изучает, сохраняет и популяризирует знания о прошлом, а педагогика формирует наше будущее, очевидно, особое осмысление и развитие должен получить и феномен современной (мультимедийной) педагогической археологии.
Список литературы
Атлас новых профессий 3.0. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.
Веряев А. А., Каменская В. О. Геймификация как условие повышения мотивации и вовлеченности обучаемых в педагогический процесс // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Материалы XII Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Году науки и технологий в Российской Федерации. Барнаул, 2021. С. 89–92.
Веряев А. А., Каменская В. О. Геймификация: от метафоры к педагогической технологии // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сб. тр. I Междунар. науч.-практ. конф. Симферополь: Ариал, 2022. С. 372–378.
Головченко Н. Н., Труевцева О. Н. Иммерсивные технологии в популяризации археологического наследия Новотроицкого некрополя // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 7: Археология и этнография. С. 9–20. DOI 10.25205/1818-7919-2021- 20-7-9-20
Головченко Н. Н. Чекан с антропоморфным изображением из Новотроицкого некрополя (материалы к курсу «Археологическое наследие Алтая») // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 5: Археология и этнография. С. 9–19. DOI 10.25205/1818- 7919-2022-21-5-9-19
Грибанова Н. С., Головченко Н. Н., Труевцева О. Н. Использование мультимедийных ресурсов в историко-просветительной работе музея образовательной организации: Учеб.- метод. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2022. 105 с.
Демин М. А., Ситников С. М. Материалы Гилевской археологической экспедиции: Часть I. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2007. 274 с. Памятники истории и культуры Северо-Западного Алтая. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1990. 131 с.
Серегин Н. Н., Демин М. А., Матренин С. С., Уманский А. П. Северный Алтай в эпоху Великого переселения народов (по материалам археологического комплекса Карбан-I). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2022. 276 с.
Ситников С. М. К археологической карте Хабарского района // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2014. Вып. 20. С. 177–185.
Телегин А. Н. Раскопки курганной группы Объездное-2 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 1999. № 10. С. 143–145.
Уманский А. П., Демин М. А. Бронзовый инвентарь могильника эпохи поздней бронзы у станции Плотинная // Вопросы истории СССР. Барнаул, 1974а. С. 3–14.
Уманский А. П., Демин М. А. Керамика карасукского могильника у ст. Плотинная // Некоторые вопросы истории СССР. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1974б. С. 3–18.
Уманский А. П., Неверов С. В. Находки из погребений IX–X вв. до н. э. в долине реки Алея на Алтае // СА. 1982. № 2. С. 176–182.
Уманский А. П., Шамшин А. Б., Шульга П. И. Могильник скифского времени Рогозиха-1 на левобережье Оби. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. 204 с.
Шульга П. И., Уманский А. П., Могильников В. А. Новотроицкий некрополь. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009. 329 с.