Путешествуя железнодорожным транспортом, скорее всего Вы обращали внимание на вагоны, на каждом можно легко заметить множество отметок, значков и цифр. Но что они обозначают? Разберемся в железнодорожных шифрах сегодня, вместе с #Командой091
Начнем, как обычно с небольших терминов и определений.
Кстати, а Вы знаете, что в Петербургском государственном университете путей сообщения есть целая кафедра, которая занимается разработкой и проектированием вагонов?
Называется она "Вагоны и вагонное хозяйство".
Но это просто интересный факт, а теперь вернемся к нашему вопросу.
Вагоном называется единица подвижного состава железных дорог, оборудованная всеми необходимыми средствами для включения в состав поезда и предназначенная для перевозки грузов или пассажиров.
По назначению вагоны подразделяются на две основные группы:
пассажирские и грузовые.
Пассажирские вагоны делятся на
несамоходные, перемещаемые локомотивами, и самоходные, имеющие свою энергетическую установку или получающие энергию от контактной сети.
К несамоходным пассажирским вагонам относятся вагоны дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения, вагоны-рестораны, багажные, почтовые, почтово-багажные и специальные.
Самоходные пассажирские вагоны – это вагоны электро- и дизельных поездов, автомотрисы, электротяговые мотрисы которые используются для служебных целей.
Для оценки принадлежности к роду работы вагона, его типа и технической характеристики на все вагоны в соответствии с альбомом «Знаки и надписи на вагонах железных дорог» наносят знаки и надписи.
Номер вагона, наносимый на боковой стене, у пассажирских и грузовых вагонов имеет восемь знаков.
Грузовые вагоны
Номер вагона, наносимый на боковой стене, у всех грузовых вагонов имеет восемь знаков. Он состоит из семи основных цифр, несущих информацию о типе вагона и его технических и коммерческих признаках, и восьмой — контрольной, предназначенной для проверки правильности передачи номера в документах.
Первый знак номера кодирует тип вагона и ряд других технических средств на железнодорожном ходу: 0 — пассажирские вагоны, 1 — локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы, 2 — крытые грузовые вагоны, 3 — транспортеры, шестиосные вагоны, четырехосные хоппер-дозаторы и думпкары, 4 — платформы, 5 — вагоны, находящиеся в собственности предприятий других ведомств, 6 — четырех- и восьмиосные полувагоны, 7 — четырех- и восьмиосные цистерны, 8 — изотермические четырехосные вагоны, 9 — прочие четырехосные вагоны. Второй знак номера кодирует осность и основную характеристику всех грузовых вагонов, кроме транспортеров: цифры от 0 до 8 второго знака обозначают четырехосные, а цифра 9 — восьмиосные вагоны. Третий, четвертый, пятый и шестой знаки номера у всех вагонов, кроме транспортеров, характеристики не содержат, а седьмой знак кодирует наличие или отсутствие переходной площадки.
Пассажирские вагоны
Номер у пассажирского вагона состоит из восьми цифр. Первая из них «0» определяет род вагона. Вторая и третья цифры — индекс железной дороги, к которой вагон приписан. Четвертая цифра указывает на тип пассажирского вагона. Например, «0» — мягкий или жестко-мягкий; «1» — купейный; «2» — жесткий; «3» — межобластной с местами для сидения; «4» — почтовый; «5» — багажный и почтово-багажный; «6» — вагон-ресторан; «7» — служебно-технический; «8» — принадлежащий другим ведомствам. Пятая, шестая и седьмая цифры определяют разновидность основных типов пассажирских вагонов и их конструктивные особенности. Восьмая цифра — контрольный знак для проверки правильности считывания номера.
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА
Кроме всех вышеописанных номеров, на торце каждого вагона Вы обязательно найдете даты прохождения видов ремонта для каждого отдельно взятой подвижной единицы, дорогу приписки и дату постройки.
На МВПС по боковым стенам можно легко заметить владельца подвижного состава, который прописывается в середине, у нас это - ТЧ15, а также тип подвижного состава, его номер и номер вагона, который был присвоен ему еще на заводе.
Помимо этого Вы с легкостью можете увидеть следующий значок, который появляется по боковым стенам кузова вагонов электропоездов.
Этот знак подсказывает места установки домкратов, для поднятия кузова и обеспечения выкатки тележек при проведении ремонтных работ.
Головные вагоны, обязательно будут украшены табличкой завода-изготовителя и заводской тип, в нашем случае это Торжокский вагоностроительный завод, тип 62-4160М.