Опрашивая родственников потерявшегося пожилого человека, мы задаём много разных вопросов, в том числе обо всех прежних местах жительства и работы. Это часто вызывает недоумение: какая разница, где восьмидесятилетний дедушка жил, когда ему было двадцать? Однако мы слишком хорошо знаем по опыту: в сознании у стариков с деменцией может всплыть любой адрес вплоть до детского сада, в который ходили малышами, – и они отправятся искать именно его.
83-летний Анатолий Алексеевич потерялся в Калининском районе Петербурга. У него серьёзные проблемы с памятью, зато физическая форма неплохая. Он бодр, вынослив, любит ходить пешком. И в этом, как ни странно, главная сложность. На дедушку, растерянно стоящего на одном месте, скорее всего, обратят внимание, предложат помощь, но человек, который уверенно и целеустремлённо идёт по улице, вряд ли вызовет подозрения.
Рассказывает инфорг Наталья (Грушечка):
— Заявка пришла спустя всего четыре часа после пропажи Анатолия Алексеевича. Оперативный обзвон городских больниц ничего не дал. Что, в принципе, было предсказуемо: похоже, дедушка ещё гулял, даже не понимая, что потерялся.
Объявляем выезд с основной зоной поиска возле дома пропавшего и на всякий случай отправляем автономную группу на юго-запад, в район, где он жил когда-то давно. Около трёх десятков добровольцев ищут Анатолия Алексеевича всю ночь, тем временем поисковики группы коротких прозвонов повторно набирают телефоны больничных справочных. Без результата. Значит, дедушка всё ещё на улице. Но хотя бы в какой части города?
Я мониторю комментарии под нашей ориентировкой на стене «ЛизаАлерт» Питер и в других сообществах, однако вместо полезной для поиска информации вижу только привычный холивар на тему «почему вы не указываете район пропажи?».
И вот появляется долгожданное свидетельство – ранним утром Анатолия Алексеевича видели на Новоизмайловском проспекте, он шёл как ни в чём не бывало. Направление соответствует его старому адресу! Мы срочно ищем поисковые группы – надо отработать эту территорию и прекратить затянувшуюся прогулку. Планируем на вечер ещё один выезд, с точкой штаба в другом месте с учётом новых сведений.
Но до выезда не доходит. Потому что мне звонит девушка по имени Карина. Анатолий Алексеевич находится рядом с ней!
Рассказывает Карина:
— Началось с того, что я вышла из офиса подышать свежим воздухом. Теперь я понимаю, для чего мне это нужно было сделать. А тогда – просто увидела дедушку. Как-то мы с ним встретились взглядом, он подошёл и начал мне о чём-то рассказывать. Нескладно, перескакивая с темы на му – то о проблемах с зубами, то о папе, который погиб в 1943-м... Какое-то время я старалась поддерживать беседу, потом ушла, нужно было вернуться к работе. А дедушка так и остался стоять на месте. Мы с коллегами вынесли ему стул, он сел, от другой помощи отказался, сказал, что ждёт Нину Павловну – жену…
Но прошло несколько часов, настал обед, а дедушка так и сидел на месте. Стало понятно, что он не вполне в ясном уме. Я начала расспрашивать его подробнее и постепенно выяснила имя, отчество, фамилию, год рождения. День и месяц Анатолий Алексеевич назвать так и не смог. Зато отчётливо вспомнил, что недавно ездил за черникой. И, видимо, буквально накануне – руки у него всё ещё были испачканы фиолетовым соком.
Я позвонила на 112, сообщила, что на нашей рабочей территории дезориентированный человек, рассказала всё, что удалось узнать. А в ожидании скорой помощи или полиции решила погуглить – вдруг его кто-то ищет. Набрала в поисковике фио, возраст – и сразу увидела ссылку на свежий пост «ЛизаАлерт» с ориентировкой. Позвонила инфоргу, оставила свой телефон.
Через несколько минут со мной связалась дочка Анатолия Алексеевича. С её разрешения (мало ли, какие особенности здоровья могут быть у пожилого человека – такие вещи лучше уточнять) я накормила дедушку обедом и напоила сладким чаем. Он был очень голоден – всё-таки провёл сутки на улице, хоть и не помнил этого. Службам мы дали отбой, а вскоре приехала дочь и забрала дорогую пропажу.
Анатолий Алексеевич воспринимал всё происходившее совершенно спокойно, он не был ни напуган, ни растерян – скорее всего, даже не осознал, что его искали. Для меня же так и осталось непонятным, как дедушка попал на нашу Цветочную улицу – это далеко от метро, промышленная зона, рядом железная дорога, грузовые поезда, пожилому человеку здесь вообще нечего делать. Странно…
P.S. Анатолий Алексеевич каким-то образом преодолел 16 километров без денег и документов. Может, пешком. Может, кто-то подвёз. Из Калининского района через Неву, Центральный, Фрунзенский, Московский районы… Почему мы не указываем адрес пропажи? Ну вот, например, поэтому.