Найти тему
Издательство "Гангут"

ПРОВЕРКА 10-Й ДИВИЗИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ИНСПЕКЦИЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

Вспоминая прожитые годы, хочу рассказать о наиболее запомнившихся днях моей службы в 10-й ДиПЛ, когда вся дивизия проверялась инспекцией Министерства обороны.

Суть и цель проверки можно выразить коротко - готова ли дивизия к войне? Руководствуясь словами адмирала С.О. Макарова: «Помни войну», мы именно так и служили, в море – дома, а на берегу в гостях. За пять лет командования дивизией я провёл на боевой службе и на выполнении задач боевой подготовки 2,5 года. За это же время инспекция Министерства обороны проверила 10-ю ДиПЛ дважды с интервалом в два года.

Первая проверка началась 5 сентября 1978 г. с приезда инспекции Министерства обороны в следующем составе: вице-адмирал А.М. Гонтаев, контр-адмирал И.И. Карачёв, контр-адмирал Л.Д. Чернавин и с ними группа офицеров. Вице-адмирал А.М. Гонтаев заслушал командующего 2-й ФлПЛ вице-адмирала Б.И. Громова и начальника политотдела – члена Военного совета контр-адмирала Катченкова И.А. Потом довели до их сведения план проверки. Проверяться должны были 8-я и 10-я ДиПЛ. Начали с проверки командных боевых расчётов (КБР) подводных лодок.

Проверке были подвергнуты три КБР: «К-429» (капитан 1 ранга В.Т. Козлов), 305-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга А.Ф.Копьев), «К-175» (капитан 2 ранга А.А. Крылов) и «К-10» (капитан 2 ранга В.И. Медведев). Проверяли КБР вице-адмирал А.М. Гонтаев и контр-адмирал И.И. Карачёв. Перед выполнением упражнений весь личный состав четырёх КБР опрашивали по специальности с выставлением каждому оценки. КБР «К-429» (капитан 1 ранга В.Т. Козлов) на тренажере «Брест» была поставлена задача атаковать АУГ с АПУГ ПЛО, при этом нужно было атаковать вертолетоносец торпедами, а авианосец ракетами «Аметист».

За выполнение упражнения этот экипаж получил оценку «удовлетворительно», которой при инспекции вполне было достаточно. Следующим проверяли КБР 305-го экипажа ПЛ (капитан 2 ранга А.Ф. Копьев). Выполняли такое же упражнение. Этот КБР действовал более уверенно, грамотно и энергично, за что и получил оценку «хорошо». Потом проверяли КБР «К-175» (капитан 2 ранга А.А. Крылов) и «К-10» (капитан 2 ранга В.И. Медведев). Тут произошел полный завал – оба получили оценку «неудовлетворительно». Случилось это больше не от отсутствия знаний и умения, а от растерянности перед высокими чинами и излишнего волнения. Позже им дали возможность повторно выполнить упражнение, и они получили оценку «удовлетворительно». На этом первый день проверки закончился.

6 сентября были проверены КБР, физическая подготовка и работа с кадрами на «К-134» и «К-204». Оценка – «удовлетворительно». 7 сентября нам дали время для устранения замечаний («зализывания ран») и подготовки к встрече подводных лодок «К-212» и «К-325», которые должны прибыть в 10-ю дивизию 8 сентября.

8 сентября проверялась марксистско-ленинская подготовка на «К-10» и «К-175». Тут также оценки были положительные. В середине дня вся флотилия встречала «К-212» (капитан 2 ранга А.А. Гусев) и «К-325» (капитан 2 ранга В.П. Лушин), которые прошли подо льдами Северного Ледовитого океана с Северного флота на Тихий океан в составе тактической группы. Тактической группой командовал командующий 1-й ФлПЛ контр-адмирал Р.А. Голосов, а на другой ПЛ старшим был командир 11-й ДиПЛ капитан 1 ранга Е.А. Томко. Состоялся митинг. Я вручил символические ключи от Камчатки, хлеб-соль и поросят.

-2

Далее инспекция Министерства обороны продолжила свою проверку. Для участия в зачетном тактическом учении инспекция назначила три подводные лодки («К-10», «К-201» и «К-429»), после чего с этих же подводных лодок должны были производиться практические пуски ракет.

10 сентября на флотилии был объявлен экстренный вызов личного состава, после чего начался перевод флотилии в полную боевую готовность. Наши подводные лодки выходили первыми в назначенные районы и точки рассредоточения, всё было выполнено своевременно и без замечаний.

Перед тактическим учением я планировал в качестве подводной лодки слежения «К-429», но командир капитан 1 ранга В.Т. Козлов упросил меня такую задачу перед ним не ставить, так как он был к ней плохо подготовлен. Тогда я поставил эту задачу перед «К-201» ( с 305-м экипажем ПЛ). Командир капитан 2 ранга А.Ф. Копьев подтвердил, что эту задачу он выполнит.

14 сентября состоялось тактическое учение. Я вышел в море в качестве командира ударной группы на «К-201». В течение почти всего тактического учения «К-201» успешно следила за ОБК и передавала об этом на берег и в сети тактического взаимодействия. Командир капитан 2 ранга А.Ф. Копьев оправдал мои надежды.

-3

Всё было хорошо, если бы «К-201» не подвела внезапно появившаяся неисправность. На фильтре механической очистки воды 2-го контура выбило прокладку, и вода стала уходить из 2-го контура в трюм. Пришлось выводить ГЭУ из действия, всплывать в надводное положение, устранять неисправность и снова вводить ГЭУ, что заняло около трёх часов.

ОБК догнать мы уже не могли. Все три подводные лодки нанесли условный ракетный удар согласно данным собственных средств наблюдения и расчётам. После этого осуществлялись практические пуски ракет. Стреляли «К-429» (оценка – «отлично»), «К-201» ( оценка – «хорошо»). Последней должна была стрелять «К-10». До захода солнца остался один час, но тут появились два южнокорейских сейнера, которые пришлось выводить из района стрельбы. Старт перенесли на один час, т.е. стреляли уже в сумерках. Этого делать было нельзя, т.к. самолёт-наблюдатель мог не увидеть результатов попадания ракеты в мишень. Руководителем ракетных стрельб был командующий 2-й ФлПЛ вице-адмирал Б.И. Громов. Он не должен был давать разрешение на стрельбу в таких условиях, однако, стрельбу разрешил. Самолёт наблюдения за мишенью донёс, что ракета, похоже, не долетела до мишени, но точно утверждать он не стал. После этого к мишени подошёл буксир, но из-за темноты ничего рассмотреть не смог.

-4

Эти неуверенные и приблизительные доклады дошли до командующего ТОФ адмирала В.П. Маслова и маршала-инспектора Министерства обороны К.С. Москаленко. Командующий 2-й ФлПЛ вице-адмирал Б.И. Громов стал настаивать на проведении повторных стрельб. Ночью мне пришлось идти в гостиницу к командующему ТОФ адмиралу В.П. Маслову и докладывать обстановку. Командующий выслушал меня и проведение повторной стрельбы запретил.

17 сентября буксир привел мишень в базу. Капитан 1 ранга Тимчук от штаба ТОФ и я совместно с другими инспектирующими офицерами прибыли на мишень, где сразу обнаружили обрыв одной крайней ячейки сетки, а на палубе детали и осколки ракеты. Был составлен акт. После прибытия с моря вице-адмирала А.М. Гонтаева и вице-адмирала Б.И. Громова я доложил им обстановку, и мы пошли на катере к месту стоянки мишени. Там я продемонстрировал место попадания и предъявил вместе с актом осколки и детали ракеты.

Позже вице-адмирал А.М. Гонтаев вызвал меня и спросил: «Не подложили ли Ваши люди эти осколки и детали на мишень?» Я лично понял этот вопрос как: не жулик ли Вы? Поэтому так и ответил: «Я не жулик! Никто и ничего не подкладывал».

В конечном итоге стрельбу «К-10» оценили на «удовлетворительно». Кроме того, подводные лодки «К-429», «К-10» и «К-175» выполнили торпедные стрельбы, за которые получили по оценке «хорошо».

© А.С. Берзин

В этой статье представлен отрывок из сборника статей "Подводный флот Отечества" №14

Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!