Советские кинематографисты не принимали жанр хоррор всерьез. Фильмы должны были вдохновлять на подвиги и героические поступки, а не пропагандировать страх и ужас.
В этом контексте ужасы с их акцентом на мистику, паранормальные явления и темные стороны человеческой природы не вписывались в идеологическую канву советского кинематографа. Но из любого правила есть исключения. Таковым стал фильм «Вий» – первый и последний советский ужастик, который до сих пор считается одним из лучших в своем жанре.
Не хоррор, а просто экранизация
Интересно, что на «Мосфильме» совсем не планировали снимать фильм ужасов. К выходу на экраны готовилась экранизация очередной повести Николая Гоголя. Снять киноленту по «Вию» задумал сам директор киностудии Иван Пырьев.
Он же должен был стать и режиссером картины. Однако Пырьев был занят на съемках «Братьев Карамазовых» и приступить к новому фильму просто не успевал. Лишь по причине нехватки времени фильм был отдан двум начинающим режиссерам. Пырьев лично попросил прислать ему из ВГИКа особенно талантливых ребят.
Так на съемочной площадке появились Константин Ершов и Георгий Кропачев. Молодые режиссеры-дипломники решили проявить себя с неожиданной стороны. Вдохновленные вышедшим в 1960 г. итальянским фильмом ужасов «Маска смерти», частично основанном на повести Гоголя, Ершов и Кропачев решили снять нечто подобное, но только лучше. Итальянская картина оказалась не особо успешной, и, если бы не упоминание русского классика в титрах, в Советском Союзе никто бы о фильме и не знал.
Режиссеры начали работу, отсняли несколько кадров и принесли материал на оценку Ивану Пырьеву. Тот не был задействован в съемках, но контролировал все этапы процесса. Он же утвердил на главные роли Леонида Куравлева и Наталью Варлей.
Пырьев пришел в ужас от работы подопечных, не оценив задумку режиссеров смешать ужасы, фэнтези и комедию в одной картине. На помощь был срочно вызван опытнейший режиссер-киносказочник Александр Птушко. За его плечами было почти полсотни работ, в том числе такие фильмы и киносказки, как «Садко» и «Алые паруса».
Птушко переписал сценарий, переделал облик главного героя, придумал декорации, привлек к работе мастеров пластического грима и цирковых артистов. Он также убрал комедийную составляющую, но оставил новаторский подход к картине молодых режиссеров.
Ночной кошмар советских детей
«Вий» получился действительно страшным фильмом. Тем более для советских зрителей, неискушенных кинолентами в жанре хоррор. А так как повесть Гоголя изучают в школе, то дети тоже являлись зрителями картины. И очень боялись панночку и, конечно же, самого Вия.
Для современного человека картина покажется скорее сказкой с куклами, но в 60-е гг. фильм выделялся своими техническими и художественными достижениями. Съемочная команда использовала передовые для своего времени спецэффекты и технологии, а мистическая атмосфера, созданная визуальным стилем и музыкой, пугала и завораживала одновременно.
Для фильма была изготовлена специальная конструкция летающего гроба. Он крепился тросами к потолку, а по центру был штырь, к которому пристегивался страховочный пояс актрисы. И хотя конструкция тестировалась чуть ли не всеми членами съемочной группы, Наталья Варлей все равно в одном из дублей чуть было не разбилась. Ей повезло, что на месте падения как раз находился Леонид Куравлев, который и поймал партнершу.
Особенно тщательно подходили к созданию разной нечисти. На эти роли Птушко пригласил цирковых артистов, среди которых были карлики. Возвели специальную стену под наклоном, по которой спускалась свита Вия. Оператор снимал все это сверху, поэтому казалось, что нечисть лезет по вертикальной стене.
Дрессированные кошки сыграли роль чертей. Им крепили на голову рога, дрессировщик подманивал зверей, а оператор снимал тени. Получился эффект бегающих по помещению чертей.
Ершов и Кропачев задумывали сделать Вия немощным стариком. Но Птушко настоял на мифическом чудовище. Его сыграл силовой акробат Николай Степанов. Для него изготовили тяжелый костюм из пропитанных смолой слоев мешковины и гипса. Глаза сделали из стекла со светоотражающей поверхностью, а веки откидывались на шарнирах.
Конечно, сегодня экранизация гоголевской повести покажется не более чем страшной сказкой. Но для 60-х гг. это был уникальный фильм. Да и сделан он так добротно, что ничуть не уступает современным экранизациям. А сюжет настолько притягателен, что в 2000-х гг. повесть экранизировали еще трижды.