(Начало строительства подводных лодок типа «Щ» для Дальнего Востока)
В строгой секретности начиналось строительство подводных лодок в СССР для Тихого океана. На Тихом океане СССР имел Морские Силы Дальнего Востока (МСДВ) в составе РККА без права иметь Тихоокеанский флот с подводными лодками по истечении 30 лет согласно Портсмутскому мирному договору от 25 августа 1905 г.
Первая подводная лодка для Морских Сил Дальнего Востока «Щ-11» была заложена на Балтийском заводе в г. Ленинграде 20 марта 1932 года. Тип «Щ» V серии. В июне месяце 1932 года «Щ-11» в разобранном виде была доставлена во Владивосток по железной дороге. На контейнерах была надпись «Сельхозтехника». Достройка «Щ-11» производилась на «Дальзаводе» быстрыми темпами и 12 декабря 1932 г. она была спущена на воду. В конце 1932 г. на Дальний Восток была направлена первая группа черноморских и балтийских моряков, им было поручено создание Тихоокеанского флота.
Командный состав подводной лодки «Щ-11» Командир первой советской подводной лодки на Тихом океане Г.Н. Холостяков: «В будущем к нашему поколению, уверен, будут возвращаться часто. Не надо бояться, что не во всем будем выглядеть кумирами. Потомки узнают правду. Обнажится настоящая история. Она, конечно, и так меня преследует. Накатят волной воспоминания – и раздаются тревожные колокола комом. Как перед боем!».
***
Георгий Никитич сформировал дружный экипаж подводной лодки «Щ-11», провел швартовые испытания в июле 1933 года, в сентябре под его командованием проведены ходовые и государственные испытания. 23 сентября 1933 года на «Щ-11» поднят в торжественной обстановке Военно-Морской флаг. Командующий Морскими Силами Дальнего Востока флагман флота 1 ранга М.В. Викторов поздравил личный состав и судостроителей с поднятием Военно-Морского флага на первой советской тихоокеанской подводной лодке. После этого события Георгий Никитич вступил в должность командира формируемого 1-го дивизиона подводных лодок (в стадии ввода в строй на «Дальзаводе» находились «Щ-12» – командир Заостровцев – впоследствии контр-адмирал, «Щ-13» – командир Н.С. Ивановский – впоследствии контр-адмирал, и «Щ-14»).
Георгий Никитич, став командиром 1-го дивизиона подводных лодок 2 Морской бригады МСДВ, отлично понимал, что уровень боевой подготовки на лодках его дивизиона зависит от морской выучки моряков. Подводная лодка готовилась к выходу в длительное плавание вдоль советских дальневосточных берегов. Быстрыми темпами шло строительство первых «щук».
К концу 1933 года 1-й дивизион был укомплектован полностью. Командир 1-го дивизиона Г.Н. Холостяков выходил в море на каждой своей подводной лодке. Он изучил деловые качества каждого командира, знал всех старшин и краснофлотцев своего дивизиона в лицо и по фамилии. Но больше всех он любил моряков с подводной лодки «Щ-11» и при первой возможности выходил в море именно на своей родной «щуке».
22 ноября 1933 г. дела и обязанности командира ПЛ «Щ-11» принял Д.Г. Чернов.
В 1932 году Д.Г. Чернову было предложено продолжить службу на подводных лодках в Морских Силах Дальнего Востока. Первоначально он был дублером у Г.Н. Холостякова, с которым на «Щ-11» принимал участие в проведении швартовых, ходовых и государственных испытаний головной подводной лодки. С 22 ноября 1933 г. Чернов стал ее командиром, он вывел «Щ-11» в лучшую подводную лодку ВМФ СССР.
С 11 мая 1935 г. Дмитрий Гордеевич был командиром большой подводной лодки «Л-7» в 6-й Морской бригаде Тихоокеанского флота. С 5 января 1938 г. Дмитрий Гордеевич командовал 43-м дивизионом подводных лодок 6-й Морской бригады ТОФ. С 13 апреля 1939 г. Дмитрий Гордеевич вступил в должность командира 44-го дивизиона подводных лодок в этой же бригаде. В 1940 году Чернова назначили преподавателем Военно-Морского цикла в учебный отряд подводного плавания Тихоокеанского флота. В январе 1941 года Д.Г. Чернова назначили начальником штаба отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Тихоокеанского флота.
С началом Великой Отечественной войны капитан 2 ранга Дмитрий Гордеевич Чернов на Черноморском флоте в самых горячих токах: с 23 августа 1941 года капитана 2 ранга Д.Г. Чернова назначили начальником штаба Одесского оборонительного района, с 15 октября 1941 г. – старший морской начальник в Сочи, с 21 августа 1942 г. – командир ОВРа в Туапсе, с 19 ноября 1943 г. – командир ОВРа в Одесской ВМБ. 23 августа 1944 года назначен в Ленинград в ВВМУ им.Фрунзе старшим преподавателем основ подводного дела, с 11 апреля 1945 года – начальник цикла Военно-морских дисциплин в Ленинградском медицинском фельдшерском училище ВМФ, с 12 апреля 1947 года капитан 1 ранга Д.Г. Чернов – заместитель начальника Ленинградского речного училища по Военно-морской подготовке. Капитан 1 ранга Д.Г. Чернов 6 августа 1949 года трагически погиб в Ленинграде в дорожно-транспортном происшествии…
Комиссар Василий Осипович Филиппов (впоследствии капитан 1 ранга), известный рабочий на Кировском заводе, призван в ВМФ. В октябре 1932 года Александр Дмитриевич окончил Высшее Военно-Морское училище им. Фрунзе по штурманской специальности и получил первое назначение на Краснознаменный Балтийский флот в бригаду подводных лодок помощником штурмана на лодку типа «Щ».
1 августа 1933 г. по приказу Начальника Морских Сил Союза ССР он был откомандирован во 2-ю морскую бригаду Морских Сил Дальнего Востока на должность штурмана (командира БЧ-1) головной подводной лодки «Щ-11», которая стояла в бухте Золотой Рог у стенки Дальзавода, на ней проводились швартовые испытания механизмов, всех устройств. Подводная лодка была закрыта со всех сторон деревянными щитами и брезентом. В сентябре молодой штурман под руководством флагманского штурмана МСДВ Я.Я. Лапушкина (впоследствии контр-адмирал, начальник ГС ВМФ СССР) успешно сдал экзамен по знанию Тихоокеанского театра. Он был допущен к самостоятельному обеспечению ходовых и государственных испытаний в Уссурийском заливе. После подъема Военно-морского флага на «Щ-11» (23 сентября 1933 г.) начались интенсивные выходы в море на отработку задач боевой подготовки и несения дозорной службы в Японском море.
«Молодому штурману приходилось трудно не только физически. Морской театр был совсем новый для нас и еще недостаточно нами изучен. Мало средств навигационного оборудования. Даже вблизи Владивостока совсем мало надежных навигационных ориентиров. Поэтому уточнение места лодки, особенно после шторма, нередко представляло для штурмана Александра Федорова довольно сложную задачу».
В первой аттестации на штурмана подводной лодки «Щ-11» командир Д.Г. Чернов отметил характерную черту своего штурмана: «Прекрасный моряк».
***
Впоследствии экипаж Дмитрия Гордеевича Чернова вышел по боевой и политической подготовке на первое место среди всех подводных лодок Советского Военно-Морского Флота. В ознаменовании этого ЦК ВЛКСМ наградил «Щ-11» комсомольским значком. Это было увеличенное его изображение, отлитое из бронзы. Комсомольский значок был прикреплен к рубке подводной лодки. Такого отличия не удостаивался ни один корабль – ни до, ни после.
Подводная лодка «Щ-11» вскоре стала именоваться «Щ-101», а Морские Силы Дальнего Востока с 11 января 1935 года – Тихоокеанским флотом.
…По прошествии 30-ти лет дружный экипаж подводной лодки «Щ-101» встретился в Москве по инициативе газеты «Комсомольская правда».
© К.Я. Богомазов
В этой статье представлен отрывок из сборника статей "Подводный флот Отечества" №14
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!