Рассказываем, что такое негативное пространство и как его использовать в рисунке.
Главная задача художника — передать идею в рисунке. И сделать это можно через работу с композицией, тонами, освещением и цветами. Это только часть инструментов, но если воспользоваться ими, вы уже сильно улучшите выразительность своей работы.
Негативное пространство — один из аспектов хорошей работы с композицией. В статье рассмотрим, что именно это такое и как использовать этот инструмент в рисовании.
Что такое негативное пространство
Негативное пространство — части рисунка, которые не заполнены объектами или элементами. Это «пустоты» на холсте, и основная их функция — композиционная. С их помощью можно выделить акцентные объекты в рисунке, благодаря чему внимание зрителя сразу направляется в нужную зону, и только потом достигает второстепенных деталей.
Такой прием используется в иллюстрациях с персонажами:
Негативное пространство без проблем применяют и при создании иллюстраций с окружением:
Задача №1 — упрощение композиции
Негативное пространство создает пустоты на рисунке, и это упрощает композицию на нем. Зрителю легче ориентироваться в элементах на работе, и он сразу двигается к акцентной части, избегая негативного пространства.
При наличии объектов, хоть и не акцентных, некоторые зрители начнут обращать внимание именно на них, а не на важные для художника вещи. Это может привести к тому, что идея или настроение рисунка не считаются. Поэтому негативное пространство не только сосредотачивает внимание, но и делает рисунок проще и легче для восприятия.
Задача №2 — выделение форм
Бывают работы, где объекты и элементы рисунка не выделяются по краям, из-за чего частично сливаются с фоном. Если создать акцент за счет других инструментов сложно, выделение краев становится основным решением. Негативное пространство в этом плане — дополнительная мера, которая поможет выделить объект на фоне.
Если сама форма легко узнается зрителем, то ее можно будет легко считать и понять, даже если залить все черным и белым цветами. А если добавить больше цветов, то можно будет дополнительно выделить объект на фоне и увеличить его выразительность.
Задача №3 — упрощение считывания концепции
В основу каждого рисунка художник закладывает идею, и применение негативного пространства в некоторых случаях помогает ее легче донести до зрителя, особенно если концепция базируется на атмосфере.
Представьте ночь, тихое море и луну, которая подсвечивает силуэт рыбака. Вокруг все будет негативным пространством, однако сам рыбак за счет света луны будет выделяться. Зритель сможет считать историю, заложенную в работу, — вероятно, местный житель отправился на весь день рыбачить в море, и вернулся на закате. Если бы образ человека не считывался, то задумку было бы считать невозможно.
Ещё один пример — луна в ночи, подсвечивающая старую избу, которая выглядит разрушенной. Такая идея создает атмосферу одиночества, становится жутко и одиноко, а, может быть, даже страшно, если предположить, что во тьме избы кто-то прячется.
Как использовать негативное пространство в рисунке
Если вы хотите применить негативное пространство в работе, сначала нужно понять, зачем вообще это делать, — прием должен помочь раскрыть идею или передать атмосферу. Безосновательное применение может испортить задумку.
При создании такого рисунка старайтесь предположить, в какой зоне холста будет сфокусировано внимание зрителя, и помещайте все необходимые элементы в нее. Например, если рисуете пейзаж и хотите выделить образ человека в тумане леса. Скорее, он будет где-то на возвышенности, где концентрация тумана ниже. А внизу останется сероватый туман, создающий это негативное пространство.
Все акцентные элементы рисунка должны помещаться в зону фокуса — там, где не будет негативного пространства. При этом саму зону «пустот» можно выделить по-разному — это может быть абсолютно белый цвет, природное явление (дождь, туман) или элемент окружения (песок в пустыне, небо, океан или море).
Как и любой другой художественный инструмент, негативное пространство можно применять как в традиционном рисунке, так и в «цифре». Для создания интересной работы в традиционном искусстве можно применять разные материалы — гуашь или обычные краски, уголь или тушь. В цифровом творчестве для свободной работы нужен хороший планшет и разнообразные кисти в графическом редакторе.
Мы в Parblo помогаем художникам находить «свои» планшеты, с помощью которых можно комфортно рисовать и профессионально работать.
Представляем вам графический планшет Parblo Intangbo M Lilac Purple — отличный выбор для цифрового рисования. Планшет предназначен для создания иллюстраций и других художественных произведений на компьютере, делая процесс максимально комфортабельным и приятным.
Чувствительность планшета позволяет варьировать толщину линий в зависимости от силы нажатия, его скорость отклика мгновенно отражает ваши движения.
Простота использования и высокое качество делают Intangbo M идеальным выбором как для начинающих, так и для опытных художников.
Если ты хочешь начать рисовать, но не знаешь, за что браться в первую очередь — выбери удобный планшет, с которым ты сможешь сразу погрузиться в новую вселенную. Посмотреть другие характеристики и особенности модели можно на странице нашего планшета на Wildberries.