Яблочный Спас в Красновидово прошел без яблок, зато с чаепитием и концертом. Однако настроение сотням гостей из районов РТ испортило то, что на все село один общественный нужник. О послевкусии праздника – в репортаже «Вечерней Казани».
В 2024 году Национальный музей Республики Татарстан, чьим филиалом является сельский музей, заявил о внесенных в формат устоявшегося годами маршрута новшествах. Он был заявлен как экологический и предполагал подробный рассказ о флоре Татарстана. Однако деталей, в особенности по части истории возникновения на правобережье Волги знаменитых плодовых садов, мы так и не узнали. Возможно, другим группам повезло больше.
Начнем с того, что традицию всенародно отмечать Яблочный Спас в Красновидово чуть более десяти лет назад возродили при прежней заведующей сельским музеем Горького Ольге Гришуковой при активном содействии казанского музея Горького и Шаляпина и Национального музея РТ. Кстати, единственный в стране сельский горьковский музей в Красновидово нынче отмечает свое 45-летие.
Намеком на некую экологичность маршрута стала небольшая остановка в Ключищах. Прогулке по знаменитой на всю страну липовой аллее, которая в составе паркового ансамбля неделю назад получила положительный результат государственной экспертизы и вскоре будет включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, уделили около двадцати минут.
А следуя логике, следовало заглянуть и вглубь паркового периметра, чтобы воочию увидеть территорию варварски уничтоженного в период цветения барского яблоневого сада в мае 2021 года. Автор этих строк, единственная из группы журналистов, не без риска пробилась через буераки на большую поляну, где некогда буйствовало яблоневое царство и от которого осталась только разоренная земля. Подумалось, что если уж музей презентует новый экологический маршрут, то в канун Яблочного Спаса сам бог велел начать с проблемной зоны, чтобы дальше уже повести разговор об истории и садовой культуре правобережья Волги. А еще о том, что может предпринять общественность для того, чтобы возродить просуществовавший в Ключищах более полутора веков барский сад. Надеюсь, в дальнейшем это пожелание сотрудники НМ РТ учтут.
Обкатанный годами формат маршрута «Яблочный Спас в Красновидово» включил в себя показ на берегу реки коротенькой постановки по мотивам горьковского рассказа «Челкаш» студентами третьего курса Казанского театрального училища (мастер Андрей Белозеров). Представление прошло безупречно, и публика благодарила ребят от души.
Кстати, для удобства зрителей у кромки воды поставили пластиковые стулья и соломенные «сидушки». И неожиданно выяснилось, что просто сидеть и слушать великую русскую реку – это и есть самое несказанное удовольствие! Ради этой «беседы» с Волгой, этих прекраснейших видов и стоило ехать два часа в Красновидово.
Затем в сельском ДК гостям праздника предъявили экспозицию «7 историй». Как следует из названия, она состояла из семи предметов, а именно: куклы, фаянсовой супницы, колечка с аметистом, иконы XIX века, швейной машинки Подольского завода начала ХХ века, начищенного до блеска железного утюга весом в 2 кило и двух цветных шалей. Ценность же подборки в том, что все предметы представлены именно жителями Красновидово. У каждой вещи, а к ним относятся как к семейным реликвиям, своя трогательная история. В целом у проекта большой потенциал, и если задаться целью его развивать и расширять, сделать не однодневным (одноразовым), а именно постоянным, то он всколыхнул бы все село. Другой вопрос, где размещать? Явно не в фойе СДК. Над этим следует всерьез задуматься районной власти.
После посещения СДК и любования шикарными волжскими видами с пригорка маршрут «Яблочного Спаса в Красновидово» пошел, как говорится, по накатанной дорожке – к величавому утесу с прекрасным названием Венец. На большой поляне раскинулась ярмарка, где параллельно несколько часов в режиме нон-стоп шел большой концерт народных коллективов из районов республики. В общем, получился эдакий филиал русского народного праздника Каравон, который проходит в селе Русское Никольское в Лаишевском районе республики.
Конечно же, автор этих строк очень рассчитывала приобрести несколько килограммов душистых красновидовских яблок, но увы. Жители сетуют, что второй год подряд неурожай, а те плоды, что остались на ветках, попорчены какой-то летучей напастью и червивые. Конечно, грустно отмечать Яблоневый Спас без яблок.
Однако посередине ярмарочной поляны прямо под ноги прохожим кто-то умудрился вывалить горку некондиционных плодов с битыми боками, которую все стыдливо обходили стороной. Получилось не по-людски: символ большого праздника валялся под ногами как корм… Зато по полю «гуляло» костюмированное яблоко, а местная молодежь на поляне выложила из бутылочных пробок большое красное яблоко с зеленым листком. Справедливости ради отмечу, что корзины с яблоками украшали и сцену, и маленькие палатки, но было очевидно, что яблоки лежат в них лишь верхним и довольно небольшим слоем – для антуража. А торговли местными ароматными яблоками не было вовсе.
Зато народные умельцы предлагали «просто так» попробовать домашний яблочный джем и тут же делились рецептом. В одной палатке я увидела букет из яблок, и оказалось, что он – свадебный! Сделали его для четы районных учителей, которые аккурат в день гуляний отмечали 40-летие своей семьи. Еще отметила оригинальные ожерелья из подвяленных и нарезанных кружочками яблок с бусинками из рябины. «Это наш волжский ответ индусам!» – задорно хохотали мастерицы.
В торговых же рядах в основном предлагали мелкие поделки, плетеные корзины и кашпо, вязаных зверушек и носки. Нарасхват шел мед в банках и в сотах (по 1300 рублей за рамку). Судя по репликам продавцов, с медом нынче тоже беда, его очень мало, а липового так вообще нет ни у кого из пасечников.
Продукции из собственных огородов (за исключением одного жителя, которого я так и не дождалась) никто не привез. Зато царствовал вездесущий «Шашлычный рай», предлагая по 290 рублей за 100 грамм шампуры с бараниной, говядиной, рыбой и овощами с шампиньонами, а также плов по 250 рублей за порцию. При этом поразило просто тотальное отсутствие гигиены: ни тебе рукомойников, ни санитайзеров на столиках. Продавцы обслуживали без перчаток, в одни и те же руки брали деньги, накладывали еду на тарелки, подавали напитки. Похоже, санитарных врачей на Яблочный Спас не пригласили специально, а то бы они этот антисанитарный загул вмиг прикрыли…
Между тем удовольствие побывать на «Яблочном Спасе в Красновидово» тем, кто воспользовался музейным маршрутом, а в особенности семейным гражданам, обошлось в копеечку. Один билет с трансфером из Казани до Красновидово и обратно стоил 1500 рублей, выездная экскурсия для студентов и пенсионеров – 1300 рублей. Те, кто приехал своим ходом на личных машинах, участвовали в мероприятии за 500 рублей. Напомню, что в экскурсионное обслуживание помимо трансфера входили чаепитие в музейном саду, экскурсия по музею, лекция о ЗОЖ, возможность принять участие в мастер-классах, просмотр театральной постановки на берегу Волги, обед на Венце (греча с курой, капустный салат, чай либо компот и, опять же, пироги), свободное посещение концертной площадки.
Утес Венец в течение дня посетили несколько сотен человек, это не считая выступавших. Но нигде в округе мы не увидели самой захудалой кабинки биотуалета. Не удивительно, что народ по старинке то и дело шастал в заросли у кладбищенской ограды. Единственный народный нужник (деревянный, как в позапрошлом веке) оказался во дворе музея Горького, но добежать до него с утеса – дело немыслимое. В общем, перед отправкой в Казань все шутили, что «хождение по кустам» и есть та самая экологическая изюминка, максимальное приближение к аутентичной русской деревне.
А зато все село, включая утес, увешано яркими плакатами о предстоящих выборах в Госсовет РТ 8 сентября.
Автор материала: Ольга Юхновская