Так называемый "научный атеизм" всегда был козырем советской системы образования и советской пропаганды. Хотя и козырем явно шулерским, основанным на слишком уж предсказуемом исходе полемики. Современная система образования, несмотря на всю её критику со стороны невежественных обывателей, на самом деле не так уж и отличается от недавнего своего советского состояния. Правда, в государственной школе, несмотря на установленный законом светский её характер, появился предмет не предмет, а что-то вроде предметной области, кочующей из почти обязательной в факультативную. Носит этот предмет громоздское и неблагозвучное название ОДНКНР — Основы духовно-нравственной культуры народов России. Очень робкая попытка объяснить, что религия вовсе не является обязательно злом и что возникла она не из-за недоразвитости предков. Потом следует уже более узаконенный предмет — Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) с подразделениями по выбору родителей. Всему этому стоило бы хлопать в ладоши где-нибудь в конце Перестройки. Но положения законодательства и правоприменительная практика в России таковы, что упаси Боже, чтобы в государственной школе появилось хоть какое-то религиозное просвещение. Санкции последуют наверняка весьма скорые и отнюдь не положительные. А вот атеистическую пропаганду вести в полный рост на всех занятиях, хоть по той же ОДНКНР или ОРКСЭ, — это всегда пожалуйста, это можно. Мало того, содержание современных учебников и учебных программ по сути, несмотря на критику всё тех же поборников "самой лучшей в мире школы", всё то же, что и в СССР. То есть вместо положительных знаний в них просто атеистическая пропаганда.
Ну, у государственной школы нет иного выхода, ей законом страны, которая, вроде как ведёт в@йну за Русский мир, пардон, всего лишь спецоперацию, прописана обязательная "светскость". А вот когда за деньги в частной школе вместо исторических знаний "втюхивают" атеистическую ложь, за которую и Емельяну Ярославскому, главному безбожнику всея СССР ленинско-сталинских времён стало бы стыдно, это уже перебор. Однако, вот такой дешёвый ширпотреб можно встретить на площадке "Фоксфорд".
В онлайн учебнике по истории попался параграф "Первая научная революция" в авторском исполнении учителя первой категории Чиликина К. П. Что же полезного должны узнать ученики о зарождении современной науки в XVI — XVII веках? Персонажи взяты вполне традиционные и известные многим читателям ещё по учёбе в советской школе. Правда, советские школьные учебники умудрялись на белом глазу врать про гейдельбергского человека, про происхождение земноводных от кистепёрых рыб, о "крестьянской войне" под предводительством Ивана Болотникова и т. п. И здесь Чиликин К. П., ничтожество сумняшеся, вещает, что
Галилей заложил основы современной механики — раздела физики, в котором изучается движение тел и взаимодействие между ними.
Похожих взглядов придерживался другой итальянец — Джордано Бруно (1548–1600). Он считал, что задача учёного — ставить все догмы под сомнение. Предметом познания должна быть природа. Наблюдая за природой, учёный должен выявить закономерности в её развитии
Этот учитель первой категории, видимо, прочитав когда-то школьный учебник, не удосужился узнать, что ни одного научного открытия у Джордано Бруно нет потому что он и учёным то не был. Был он оккультистом и по совместительству политическим интрига ном, за что и попал на костёр после многолетних увещеваний со стороны инквизиции прекратить свою противозаконную деятельность. И дальше:
Одним из важнейших открытий раннего Нового времени стало создание польским учёным Николаем Коперником (1473–1543) гелиоцентрической системы мира. В своей работе «О вращениях небесных сфер» он доказывал, что центром планетной системы является не Земля, а Солнце. Подобное учение вызвало возмущение в католической церкви, и труд Коперника был опубликован лишь в год смерти учёного.
Только учитель первой категории Чиликин К. П., наверное, не в курсе, что Николай Коперник был каноником и племянником епископа, книга его издавалась католической церковью и рекомендовалась в тогдашних университетах, где главным предметом было богословие (теология), до тех пор, пока через столетие не были получены новые научные данные, не позволяющие больше считать концепцию Коперника актуальной. Про менее известных по советским учебникам, но зато известным по советской беллетристике персонажей:
Немецкий врач Филипп фон Гогенгейм (1493–1541) много странствовал по свету и учился медицине не только у признанных авторитетов, но и у обычных лекарей и даже простонародья. Сам он гордо называл себя Парацельсом, то есть лучше Цельса — знаменитого античного медика. Парацельс не знал латыни, на которой проходило обучение медицине в те времена, и читал свои лекции на немецком. Он одним из первых сблизил химию и медицину. Ему принадлежат слова: "Всё есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным".
"Великий врач" Парацельс, "не знавший латынь" (вопрос: как он опровергал идеи античных медиков, если прочитать их труды не мог), был чужд всякой гигиене, подолгу не мылся и не менял белья. Во многих учебниках ещё можно встретить сведения о нём как об основоположнике опытного изучения медицины. Но вот какие слова о нём оставил знаменитый историк науки Александр Койре:
Он страстно боролся с медицинской наукой своего времени и провозглашал ценность и необходимость "опыта", но столь восхваляемый им опыт не имел ничего общего с сегодняшним пониманием опыта.
Дело в том, что и Парацельс не имел с наукой почти ничего общего. Он был астрологом и под "опытом" понимал не эмпирическое наблюдение за больными, а постановку диагноза по расположению звёзд, лучше вообще без осмотра больного. Он был категорически против вскрытия трупов в медицинских целях и отвергал изучение анатомии. Его алхимия и опыты с ядами ещё дальше от химии и медицины, чем астрология от астрономии. Но в советских атеистических материалах этих колдунов и магов упорно причисляли к учёным. Под занавес один из вопросов в заключительном задании к параграфу:
Как вы думаете, почему католическая церковь негативно относилась к исследованиям Коперника, Галилея, Везалия и других учёных?
И в самом деле, почему? С чего это взял учитель первой категории Чиликин К. П.? Про профессию Коперника уже ранее упомянули, теперь стоит напомнить, что Исаак Ньютон был богословом, а Галилео Галилей — другом римского папы. Про других настоящих учёных, а не шарлатанов вроде Джордано Бруно или Парацельса, можно тоже найти сведения, что они пользовались поддержкой католической церкви. Кое-что из истории рождения науки в XVI - XVII веках можно прочитать здесь.
С чем можно поздравить "Фоксфорд", так это с тем, что они пользуются услугами чрезвычайно невежественных педагогов. Впрочем, для отечественного исторического образования это, к сожалению, весьма характерно — повальное непонимание среди школьных учителей истории и обществознания, что история — это наука. И такое состояние с педагогическими кадрами общеобразовательных школ тянется с давних советских времён. Весь атеизм светского школьного образования строится на вопиющем невежестве учительского сообщества.
Другой случай с другой общероссийской образовательной платформой описан в публикации "Как учителя продвигают странных кумиров из прошлого". А уж сколько перлов приходилось слышать от "коллег" на всевозможных семинарах, совещаниях и т. п. Впрочем, с большой помпой проходившая в своё время в Санкт-Петербурге программа "Толерантность", запущенная в губернаторство Матвиенко В. И., лишний раз доказала, что советско-российские учителя истории и обществознания способны учить чему попало, лишь бы методичку дали.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.