В данном случае - описываются обычаи, которые имели место в Пошехонском уезде Ярославской губернии.
Вообще, обратила внимание на особую любовь к Пошехонью и пошехонцам у дореволюционных исследователей. Решила выяснить в чем дело.
Выяснила вот что. Пошехонцы примерно с 18 века были в России тем же, что и чукчи в советских анекдотах - такими символическими простаками. А еще они символизировали дремучие патриархальные нравы. То есть были хранителями скреп, до которых по ряду причин европейская цивилизация не добралась.
Видимо, верность этим самым скрепам, то есть древним обычаям, и вызывала к местному населению пристальный интерес этнографов.
Сейчас, насколько я поняла, основное ядро проживания пошехонцев уничтожено. Оно было затоплено во время строительства Рыбинского водохранилища. Да и вообще... В советское время все перемешалось, а древние обычаи были окончательно уничтожены. Хотя Пошехонский район существует. И даже древний городок с названием Пошехонье выжил.
Так вот, возвращаемся к пошехонским обычаям, которые наблюдались еще в конце 19 века.
1. Иконы называли "богами", а место их расположения в доме - "божницей".
2. Иконы не принято было покупать. То есть по факту их покупали, но называли это "меной" - меняли на деньги. Такая формулировка касалась только икон - "купить бога", видимо, считалось чем-то неуместным.
3. Иконы ставились в доме в "красном углу". Это было самое почетное место. Туда сажали самого дорогого гостя, там сидел глава семьи, головой к этому углу ложились спать.
4. Помимо икон в этом углу хранились и другие религиозного характера предметы - например - вербочки, или освященная вода.
5. Иконы часто украшали ленточками - как до сих пор украшают деревья в святых местах - очень древний обычай.
6. Во время развлечений (например - праздника с застольем и плясками - иконы закрывали специальной занавесочкой.
7. В комнате с иконами запрещалось свистеть или находиться в шапке.
8. При новоселье, в новый дом переходили ночью, и первым делом переносили в него иконы.
9. Число почитаемых в народе святых было сравнительно небольшим. Они соответствовали по своим функциям древним языческим богам, которых, по сути, заменили.
Вот небольшой список тех, кого в основном и почитали: Спасителя, Богоматерь, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, Параскеву Пятницу, Зосиму и Савватия, Косьму и Дамиана...
10. Треснувшая икона считалась плохой приметой - к покойнику.
А известны ли вам какие-то аналогичного характера приметы и обычаи?
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.