Статья про альтернативные площадки имела большой отклик, но альтернатива не есть аналог. Давайте разберемся, почему в России не могут создать площадку подобную Ютубу.
Что нужно для создания
В принципе, в нашем распоряжении есть все, что нужно. Или почти все. И теоретически любой — я, вы, Катя из соседнего подъезда… Любой может. Но для этого нужно время и деньги.
Те времена, когда студенты из подручных материалов и базовых знаний создавали первые социальные сети, канули в Лету. Корпорациям нужно быстро и коммерчески выгодно, а с этим проблемы, потому что гораздо более быстрый доход приносит ИИ, например. Вы бы стали вкладываться в гигантский видеохостинг, когда можно быстро заработать на нейросетях?
Что нужно для создания видеоплатформы на старте
- Разработка функционала, план развития, контент и аудитория.
Тут все не так сложно — можно позаимствовать и модернизировать уже имеющиеся технические особенности, контент перенесут сами блогеры при достойной мотивации, а аудитория придет за ними. Так что нужны грамотные технари и деньги. Много денег.
На что траты
Платформа
Не та Платформа, которая аналог, а в прямом смысле: решение, которое позволяет пользователям загружать, конвертировать, хранить и воспроизводить видеоконтент в интернете. Модули для управления контентом, модули для разработки и движок.
Позаимствовать уже имеющиеся не получится, так как требуются огромные масштабы, которых нет ни у одной из ныне существующих российских платформ. Все это нужно писать с нуля, создавать инфраструктуру способную потянуть необходимую мощность. А это примерно как с нуля создать производство самолетов, только цифровое.
При этом нужно заложить возможность расширения, как техническую, так и софта. Дзен, например, который год бьется с проблемой непослушных алгоритмов, а тут такая махина нужна с нуля…
Хостинг
То есть сервер, дата-центры и куча ресурсов для хранения и обработки информации.
У Ютуба, точнее Гугла, огромные мощности — дата-центры на всех континентах. Их количество и местоположения тщательно скрываются, но по оценкам IT-специалистов в 2022 году только на Ютуб приходилось более 30 штук.
Просто представьте себе терабайты ежечасной информации, которые нужно обрабатывать, конвертировать и где-то хранить.
Не так давно наш Ростелеком приобрел дата-центр в Медведково за 26,3 млрд рублей. Это один из крупнейших ЦОД в России, в нем 4 000 стоек, но есть возможность увеличить до 4,8к стандартный стойко-мест. Как видите, возможность модернизации не слишком большая, но даже эта сделка добавит Ростелекому мощностей и считается крупнейшей на данный момент.
Внимание, вопрос: где Ростелеком, а где Гугл?
Еще по мелочи
Важно реализовать процессы загрузки и кодирования видео, обеспечить совместимость с устройствами и качество воспроизведения, подключить социальные функции и инструменты, интерактивы, модерацию, разработать рабочую стратегию по привлечению и удержанию пользователей и рекламодателей, обеспечить монетизацию, которая на первых парах сильно бьет по карману разработчика. При этом соблюсти все российские законы и требования.
И все это должно работать еще на этапе тестирования, иначе запуск аналога отложится на неопределеный срок.
Внимание
Я не претендую на доскональное описание процесса и истину, так как сама разбираюсь в теме весьма поверхностно. На самом деле подводных камней и особенностей намного больше. Но даже при таком беглом рассмотрении, понятно, что с точки зрения бизнеса, запуск аналога Ютуба — дело хлопотное и дорогостоящее.
Цимес в том, что примерно столько же ресурсов корпорации тратят на разработку ИИ-проектов. Только за одно упоминание ИИ в пресс-релизе рыночная капитализация растет на десятки процентов. Будет ли это при упоминании работы над видеохостингом? Конечно, нет!
Получается, что для создания такой махины никак не обойтись без поддержки государства. А ему оно нннада?!
Даже если допустить, что надо, и даже будет, вспоминаем, что у нас происходит с госкино, например. Бюджеты пилят, а Голливуд не снимают. Вывод напрашивается сам собой.
Есть ли выход
Теоретически, да. Если господдержка будет реализована на деньгами, а налоговыми льготами по факту выполнения поставленных этапов задачи, предоставлением серверов и тп, шанс на появление мощного видеохостинга имеешься. Но это долго. Очень долго.
И возвращаемся к вопросу, надо ли это государству настолько, чтобы оно замотивировало крупную корпорацию или запустило целевой стартап? При том, что свято место пусто не бывает, а народ потарахтит, да свыкнется, когда разбредется по аналоговым платформам…
Как бы вы поступили на месте государства?