У нас есть два вида границ: физические и психические 👤🧠
Физические границы.
Начнем с них.
Проходят по контуру нашего тела.
Формируются в процессе общения с родителями, особенно с мамой, начиная с рождения и до 18 лет.
С младенчества мама обучает ребенка осознанию своего тела!
1. Говорит о его частях тела, называет их (ручки, ножки и т.д.), производя уход за ним нежно и аккуратно. Называя свои действия (я сейчас своей рукой поглажу твою руку! Смотри, как это приятно.) Меняет памперс: я вижу, что памперс полный, давай посмотрим, что там! Ух ты, ты описался! Давай снимем грязный памперс и поменяем его на чистый!
2. Физиологические потребности такие как еда и туалет.
Еда- отдельный вид строгого нарушения физических границ ребенка!
Насильное :еще ложку за маму, еще 10 за папу не допустимо. Принуждение ребенка к еде, является серьезным нарушением его физических границ. Ребенок сам учится понимать свое тело и когда ему достаточно!
Тоже самое и с горшком!
Приучение ребенка к горшку происходит в заботливой и уважительной обстановке, учитывая потребности и ритмы ребенка. Ранее высаживание ребенка на горшок, стыд за неудачи в процессе приучения к горшку имеют негативные последствия!
И самое опасное негативное отношение к процессу выделения( проблемы с контролем мочеиспускания, запоры, негативное влияние на психическое состояние ребенка)
3. Когда ребенок уже умеет разговаривать важно ☝️
Задавать вопросы:
Могу ли обнять тебя?
Тетя, которая приходит в гости, просто обязана спросить - могу ли я поцеловать ребенка?
Если ребенок говорит нет - уважайте его нет!
Именно так ребенок понимает, что он сам распоряжается своим телом, что у него есть право на собственные границы и решения в отношении своего тела.
4. Походы на осмотры к врачу: Оповестите ребенка, что будут делать с его телом.
Врач поднимет твою кофту и послушает, ты не против? Стетоскоп будет холодный, ты почувствовал это? Какие ощущения вызвали его касания? Врач имеет право в моем присутствии осмотреть твое тело, другие взрослые - нет.
5. Личное пространство:
Нужна ли я тебе в ванной или ты сам помоешься и сможешь переодеться в пижаму?
Ко мне не заходить, я переодеваюсь- уважаем!
6. Важно открыто обсуждать вопросы, которые задает ребенок в разных возрастах о том, как устроено наше тело, в чем разница строения между мальчиками и девочками и так далее.
Важно объяснить, как происходит процесс полового созревания, чтобы ребенок не терялся в догадках, не стыдился и не искал информацию на просторах интернета.
Важно объяснить подростку, какие есть касания, дружеские или нет. И только ты можешь дать согласие на любой вид взаимодействия с твоим телом.
Важно! Ни в коем случае не стыдить и не ругать детей за их желание исследовать собственное тело в любом возрасте.
Не вмешиваться в их личное пространство, когда они хотят уединиться, не шутить.
Для этого важно так же и самим родителям перестать отрицать тему сексуальности и секса. Могу написать отдельный пост на эту тему, писать?✍️🤓
Таким образом, подводя итог☝️
Формирование физических границ с раннего детства помогает к 16/18 годам сформировать точное понимание в каждый момент времени - кто, где, когда и каким образом имеет право прикасаться к моему телу и я решаю в каком контексте будут эти касания!
Нарушения в понимании собственных физических границ может привести к различным негативным последствиям:
▫️неуверенность в себе,
▫️отсутствие понимания своих телесных ощущений,
▫️нежелание проявлять заботу о своем теле,
▫️установление беспорядочных отношений или, наоборот, страх перед близостью и невозможность установления здоровых и гармоничных отношений.
▫️возможность насилия
▫️аутоагрессия
▫️отсутствие удовольствия от физической близости
Важно научить детей уважать свои и чужие физические границы. Открыто заявлять что допустимо , а что категорически не приемлемо.
И не школа и друзья должны этому научить, а значимые взрослые- родители!
#родители #дети #воспитание #границы #родительство #психология #консултации #сопровождениеродителей