Куда катится наше образование? Почему даже отличники не могут обойтись без репетиторов?
Помните, как было в славные советские времена? Папа приходил с завода, мама — с фабрики, а вечером всей семьей садились решать задачки по физике. Романтика! А сейчас?
— Мам, помоги с уроками!
— Извини, солнышко, мама не в курсе, что такое «синтаксический разбор по членам предложения». Может, это какая-то новая диета?
И вот уже бедные родители вместо ужина в ресторане тащат чадо к репетитору. А что делать? Наука, знаете ли, требует жертв. И желательно финансовых.
Но давайте разберемся, откуда взялся этот парадокс. Почему советские школьники щёлкали интегралы как орешки, а современные отличники без репетитора и таблицу умножения вспомнить не могут?
Первая причина: наша обожаемая школьная программа
Она напоминает шведский стол в дешевом отеле: всего много, но всё несъедобное. Учителя пытаются впихнуть в детские головы столько информации, что она просто вытекает из ушей.
— Дети, сегодня мы пройдем историю Древнего мира за 15 минут. Начнем с динозавров и закончим падением Римской империи. Вопросы есть?
— Есть! А когда перемена?
Вторая причина: наш любимый ЕГЭ
Аббревиатура, которая вызывает у школьников такой же ужас, как слово «капремонт» у их родителей. Вся учёба свелась к натаскиванию на формат Единого государственного экзамена. Чую, такими темпами в школах начнут преподавать новый предмет под названием «Как правильно ставить галочки».
Хотя ЕГЭ не так страшен, как может показаться. Особенно если взглянуть на экзамен по русскому языку. Там вам и сочинения, и задания на логику, и работа с текстом. В общем, не просто «угадайка», а по-настоящему серьёзное испытание.
Третья причина: учителя
Нет, они не виноваты. Они просто герои, которые пытаются научить детей чему-то, заполняя при этом тонны бумажек.
— Мария Ивановна, почему вы не провели урок?
— Извините, я писала отчет о том, как я собираюсь провести урок, который я не провела, потому что писала отчет.
Четвёртая причина: отношение к образованию.
Раньше люди учились, чтобы стать умнее. Сейчас учатся, чтобы стать богаче. Но почему-то забывают, что для того, чтобы зарабатывать деньги, нужно хоть что-то уметь, кроме как селфи делать.
Пятая причина: современные дети.
Ох уж эти гаджеты. Раньше дети читали книги, а сейчас смотрят ролики в тиктоках.
— Сынок, что ты делаешь?
— Учусь, мам! Смотрю видео «Как решить уравнение за 10 секунд».
— А почему оно длится целых 3 часа?!
— Потому что там ещё 2 часа 59 минут 50 секунд рекламы!
И наконец, родители
Многие просто не могут помочь детям с учебой. И дело не только в занятости.
— Пап, ты можешь помочь мне с алгеброй?
— Конечно, сынок! Что там у тебя? Логарифмы? Интегралы?
— Нет, надо сложить дроби.
— Ээээ... Может, лучше маму попросишь?
В итоге без репетиторов не обойтись. Но давайте задумаемся, разве это нормально? Наука становится доступной только тем, у кого есть деньги на дополнительные занятия? А как же равные возможности? Или это теперь тоже платная услуга?
В советское время любой способный ученик мог поступить в престижный вуз. Сейчас без репетиторов шансы минимальны. Скоро в анкетах при поступлении будет графа «Количество репетиторов» вместо «Средний балл».
С другой стороны, может быть, это и неплохо? Ведь репетиторы могут дать то, чего не может дать школа, — индивидуальный подход. Они объясняют материал в том темпе и в той форме, которая подходит конкретному ученику. И, в конце концов, они способны научить не только решать задачи, но и думать.
Что думаете вы, друзья? Как вы относитесь к этому репетиторскому безумию?