(13:1-28)
ЗНАНИЯ ИОВА НЕ НИЖЕ, ЧЕМ ЕГО ДРУЗЕЙ
«Вот, всё это видело око моё, слышало ухо моё и заметило для себя. Сколько знаете вы, знаю и я; не ниже я вас» (Иов 13:1, 2).
Стихи 1, 2. В гл. 11 Софар провозгласил непостижимость Божьих путей. Иов знал, что это так. Он также знал и все остальные принципы, которые заученно повторяли его друзья. И всё же он продолжает настаивать на том, что они не имеют отношения к его ситуации. Он повторяет то же, что и в 12:3: «Не ниже я вас».
«ВЫ ВСЕ БЕСПОЛЕЗНЫЕ ВРАЧИ»
«Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А вы, сплетающие ложь, все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость. Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражения уст моих. Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите. Неужто величие Его не устрашает вас и страх Его не нападёт на вас? Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши — оплоты глиняные» (Иов 13:3-12).
Стих 3. Иов говорит о своём намерении исследовать своё дело, хотя и не таким образом, как советовали его друзья. Он бы желал предстать со своим делом перед небесным судом. Слово, переведённое как «состязаться» (йаках), также можно перевести как «решать», «упрекать» или «наказывать». Иов чувствовал, что в основе его несчастий лежат его отношения с Богом. Поэтому он надеялся, что в прямом общении с Богом сможет получить ответы на свои вопросы.
Стих 4. Иов обвинил своих друзей в том, что они сплетали вокруг него ложь (см. Пс. 118:69); за их наветами невозможно было увидеть настоящий характер Иова. Он также назвал их бесполезными врачами. Они предлагали лекарства от несуществующей болезни. Их предположение об ужасной греховности Иова было ложным; поэтому их рецепты были безосновательны.
Стих 5. Когда друзья Иова впервые увидели его, они сидели и молчали семь дней (2:13). Тогда они проявили большую мудрость. Люди часто не идут с утешением к своим страдающим друзьям по той причине, что не знать, что им сказать. Нам следует понять, что нам и не нужно ничего говорить в таких ситуациях; достаточно лишь сказать «Мне очень жаль», «Я сочувствую тебе» и «Я хочу, чтобы ты знала, что я люблю тебя». Мы не должны объяснять то, чего сами не понимаем.
Стих 6. Если бы его друзья молчали, тогда они могли бы научиться. Иов призывает их выслушать его слова: вникнуть в его возражения.
Стихи 7-9. В этих стихах содержатся шесть риторических вопросов, которые Иов задал своим друзьям:
1. «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду?»
2. «[Надлежало ли вам] для Него говорить ложь?»
3. «Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему?»
4. «[Надлежало ли вам] за Бога так препираться?»
5. «Хорошо ли будет, когда Он испытает вас?»
6. «Обманете ли Его, как обманывают человека?»
В оригинальном тексте фраза «ради Бога» (халел) стоит в начале ст. 7, усиливая желаемый эффект. Действительно, его друзья говорили «ради Бога», но то, что они говорили, не было откровением Божьей воли.
Иов обвинил своих друзей в «лицеприятии» перед Богом. На иврите этот вопрос дословно звучит как «Поднимите ли вы Его лицо?» Проявляя лицеприятие по отношению к Богу, друзья пренебрегли справедливостью и беспристрастным отношением к Иову и его словам.
Иов отплатил своим друзьям той же монетой, спросив их: «Хорошо ли будет, когда Он испытает вас?» Слово «испытать» (хакар) «означает добросовестное, тщательное рассмотрение или расследование». Давид предостерегал своего сына Соломона: «Знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытывает все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдёшь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда» (1 Пар. 28:9).
Стихи 10, 11. «Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». Если друзья Иова были несправедливы к нему, они пожнут осуждение от Бога. Он — справедливый и нелицеприятный Судья (Втор. 10:17; 2 Пар. 19:7; Иов 34:19), который противится тем, кто проявляет фаворитизм и извращает справедливость (Лев. 19:15; Втор. 1:17; 16:19; Пс. 81:2; Мал. 2:9). Божье величие должно было устрашить сердца его друзей.
Стих 12. «Напоминания ваши» или «принципы», которые заученно повторяли его друзья, были подобны пеплу. Их «оплоты» или «защитные укрепления» были такими же ненадёжными, как глина. Иными словами, цитируемые ими изречения были бесполезными, а их аргументы — слабыми и беспомощными по сравнению с истиной той ситуации, в которой оказался Иов.
Джон Хартли пишет: «Учителя мудрости вольно обращались с притчами, религиозные принципами и афоризмами, цитируя их в поддержку своих учений... Хотя в афоризмах метко подмечены жизненные истины, из-за своей лаконичности и застывшей формы они плохо подходят для неординарных ситуаций. Простое повторение их в любых обстоятельствах является упражнением в бесполезности».
ИОВ УВЕРЕН, ЧТО БУДЕТ ОПРАВДАН
«Замолчите передо мной, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Зачем мне терзать тело моё зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои перед лицом Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдёт пред лицо Его! Выслушайте внимательно слово моё и объяснение моё ушами вашими. Вот, я завёл судебное дело; знаю, что буду прав. Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух» (Иов 13:13-19).
Стихи 13, 14. Иов был решительно настроен говорить, чтобы оправдаться. Он понимал всю опасность этого решения: оно могло стоить ему его души. Тем не менее, он был намерен вручить свою жизнь на рассмотрение Божьего суда.
Стих 15. «Вот Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его». («Он убивает меня, но я буду надеяться на Него...»; Новый Русский Перевод). С этим стихом связана одна текстуальная проблема. В оригинальном тексте не было фразы «на Него» (см. Синодальный Перевод, Современный Перевод), она была добавлена позднее в масоретских текстах как альтернативное прочтение. Вместо неё в оригинальном тексте стоит «нет, не». На иврите есть различие между ло’, что значит «нет, не», и ло, что значит «на него». Эти слова произносятся одинаково. Дословный перевод этого стиха звучит так: «Хотя Он убьёт меня [и] у меня нет никакой надежды, всё же мои пути перед Его лицом, и я покажу, что я прав». То есть Иов говорил, что даже несмотря на то, что Бог может «убить» его и у него нет никакой «надежды» остаться в живых, он по-прежнему будет «отстаивать» своё дело перед Господом. В связи с этими текстуальными проблемами перевода Сэмюэль Кокс говорит: «Если нам не удастся передать благородное проявление непобедимой веры в Бога, веры, которая сильнее смерти, мы сможем передать благородное проявление верности истине вопреки всем опасностям, той великолепной и мужественной честности, которая остаётся верна себе, пренебрегая последствиями».
Стих 16. В этом стихе отчётливо звучит уверенность Иова в своей невиновности. Он не сомневался, что если бы Бог ответил ему, он бы был оправдан, а его невиновность доказана. Иов верил, что одного лишь его пребывания перед Богом было бы достаточно, чтобы доказать его непорочность, поскольку лицемер не может предстать пред лицо Бога.
Стихи 17-19. И снова Иов призывает своих друзей выслушать его слова (см. 13:6). Эти стихи содержат юридические термины: завести судебное дело, оспорить. «Оспорить» также можно перевести как «объявить правым». Глагол цадек на иврите означает «быть справедливым» или «быть правым». По сути, Иов говорил: «Во мне не найдут никакой вины в преступлениях, в которых обвиняют меня друзья. Я буду оправдан». Иов считал, что никто — даже Бог — не нашёл бы за ним никакой вины. Но если бы Бог всё-таки нашёл за ним какие-то преступления, Иов был готов умолкнуть и испустить дух.
ИОВ ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, В ЧЁМ ОН ГРЕШЕН
«Двух только вещей не делай со мной, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего; удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня. Тогда зови, и я буду отвечать; или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие моё и грех мой. Почему скрываешь лицо Твоё и считаешь меня врагом Тебе? Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на мне горькое, и вменяешь мне грехи юности моей, и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои — гонишься по следам ног моих. А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью» (Иов 13:20-28).
Стихи 20-22. Иов просил Бога удалить от него руку Его. Рука Бога символизирует Его власть и силу. Иов считал, что его страдания и несчастья были непосредственно от Бога. Если бы Бог удовлетворил эту просьбу Иова, он мог бы вновь радоваться общению с Богом, как и раньше.
Стих 23. Сначала Иов спрашивает о количестве, а затем о природе своих грехов. Вероятно, три слова: «пороки», «грехи» и «беззакония» были выбраны им сознательно, чтобы показать разные источники греха. Эти же слова произнёс первосвященник, исповедуя грехи Израиля в День искупления (Лев. 16:21).
Стих 24. «Почему скрываешь лицо Твоё и считаешь меня врагом Тебе?» Отказ встречаться взглядом с другим человеком считался выражение презрения. Особую боль Иову, помимо физических и душевных страданий, приносило осознание того, что Бог покинул его. Это возвращает нас к центральной теме этой книги: отношения человека с его Творцом.
Стихи 25-28. Иов использует яркие образы, чтобы лучше передать свои чувства. Он сравнивает себя с сорванным листком и сухой соломинкой, бесполезными предметами, гонимыми ветром. Роберт Олден пишет: «Он даёт понять, что тратить усилия на то чтобы терзать и гнать эти уже безжизненные предметы, ниже достоинства Бога». Поскольку Иов в своей относительно недавней жизни не сделал ничего, что заслуживало бы такого сурового наказания, он обвиняет Бога в том, что Тот наказывает его за грехи его юности (см. Пс. 24:7). Он также чувствовал себя, как узник, чьи ноги заключены в деревянную колоду. Поскольку плоть его распадалась, он сравнил себя с одеждой, изъеденной молью.
Иов считал, что о причине его страданий надо спрашивать у Бога. Он не понимал, почему на него обрушились все эти беды и несчастья, и это непонимание лишь усиливало его страдания. Нам также часто хочется спросить «Почему?», когда в нашу жизнь входит боль. Иногда ответы приходят совсем нескоро и не так, как мы ожидали.