Рубрика изба-читальня ДП.
То что вы вряд ли читали и вряд ли будете.
Самая гениальная антиутопия - это не «1984» Оруэлла, не «Дивный новый мир» Хаксли и даже не «Мы» Замятина. Это роман А. Платонова «Чевенгур».
Данное произведение заслуженного советского писателя полностью посвящено строительству "коммунизма". Чтиво отлично описывает хаос рождённой в огне Советской России и кашу в головах её граждан. Оно очень мрачное, абсурдное, ужасное, но вместе с тем местами смешное, нелепое и даже тёплое. Вот такой забористый микс удалось замешать автору.
Написан "Чевенгур" был прямо по горячим следам, в 1926—1928 гг. первая редакция именовалась «Строители страны».
Сюжет крутится вокруг странного молодого человека Александра Дванова, родившегося на изломе столетий и мировоззрений.
О рано потерял семью. А отец вообще утопился из любопытства перед загробной жизнью.
В перипетиях революции, Саша в поисках неведомо чего идёт странствовать по расхристанной, разбитой империи.
Разорённые города, сёла, сожжённые поля, потерянные люди, злоба, неверие и ... надежда под соусом удивительных парадоксов.
Вот перед глазами всплывает деревня, жители которой переименовали себя в честь великих людей прошлого, чтобы "соответствовать", и теперь там живут Достоевские и Колумбы и т.п.
В другом месте ярый последователь левых идей, занявший барскую усадьбу заковал себя в найденные там рыцарские латы и "обороняет революцию".
Лошадь с кличкой "Пролетарская сила" и её всадник влюблённый в Розу Люксембург и другой гротеск в подобном роде.
В одном из эпизодов главный герой натыкается на Чевенгур.
Выясняется, что группа "красных" во главе с фанатичным комиссаром Чепурным захватила город в степях у границы с У-ной, вырезала в нём всё население, разорила и, где после невероятных пертурбаций, установилась жуткая авторитарная диктатура, которую новые горожане называют «коммунизмом».
И самое интересное, всё и впрямь по Ленину и Марксу:
- Чевенгурцы осуществили обобществление жён (которых завезли оптом, уже после расправы над чевенгурцами);
- Отказываются от работы (за исключением бессмысленных субботников, где, например, просто меняют дома местами);
По наущению Чепурного Прокофий дал труду специальное толкование, где труд раз навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационно-животным сладострастием, потому что труд способствует происхождению имущества, а имущество – угнетению...
- Питаются подножным кормом или с награбленного;
«Чепурный взял в руки сочинение Карла Маркса и с уважением перетрогал густонапечатанные страницы: писал-писал человек, сожалел Чепурный, а мы всё сделали, а потом прочитали, – лучше бы и не писал!
Чтобы не напрасно книга была прочитана, Чепурный оставил на ней письменный след поперёк заглавия: «Исполнено в Чевенгуре вплоть до эвакуации класса остаточной сволочи. Про этих не нашлось у Маркса головы для сочинения, а опасность от них неизбежна впереди. Но мы дали свои меры».
- Всё провозглашено общим, а значит ничьим и оттого ненужным: чевенгурцы "просто живут", не задумываясь о завтрашнем дне и даже не зная новостей внешнего мира;
- И далее в таком роде.
Чевенгур - это очень библейская история. Коммунизм, как конец света в христианском смысле: наступление царства Божия на земле, только под другим полюсом, без Бога, под властью диавольских сил. Примерно то же самое хотели сделать строители "Вавилонской башни". Результат всем известен.
Вообще многие сцены "Чевенгура" напоминают о Евангелии. Один из главных мотивов здесь - воскресение мертвых, которое должно наступить после конца света, то есть - при коммунизме. Спойлер - не произошло.
У Бога на этот счёт оказались свои планы. Безобразие не могло продолжаться вечно. На город внезапно нападает бригада вооружённых до зубов людей, сметая всё на своём пути и ликвидируя это безбожное место. Автор не говорит об их принадлежности, но мы то знаем...
Интересно, что книжка оказалась во многом пророческой. Страна Советов в итоге последовательно повторила судьбу Чевенгура.
Естественно такая крамола не могла быть опубликована даже в относительно вольные для интеллигенции 20-е годы. Первое издание вышло за границей уже после смерти писателя.
Но, что удивительно, Платонов не был арестован, не подвергся репрессиям и никуда не уезжал.
Сам автор никак публично не объяснял написанное, что допускает множество полярно противоположных интерпретаций произведения.
Толкователи трактуют Чевенгур по разному:
- «Революция — это приход к власти дураков» Варламов А. Н. Андрей Платонов. — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 144
- «Крушение мифа о идеальном государстве» Н. Г. Полтавцева
- «Конгломерат идеологем коммунизма и христианской апокалиптики». Т. И. Дронова
- Мне же по душе больше необольшевистская интерпретация С. Воложина: «оправдание послереволюционного ужаса дореволюционным». В самом деле, ведь не мог возникнуть такой сатанизм в одночасье. Ему определённо предшествовали десятилетия и столетия безбожной государственности, что и в конечном счёте вылилось в горький катаклизм.
Известно, что "Чевенгур" прочитал Максим Горький. В письме Платонову от 18 сентября 1929 года он засвидетельствовал: «Роман ваш — чрезвычайно интересен, технический его недостаток — чрезмерная растянутость, обилие „разговора“ и затушёванность, стёртость „действия“»
В принципе, это является правдой: если вы читаете как все, для развлечения, то вам не до "Чевенгура". Это примерно как рекомендовать в качестве перемещения грузовой поезд при наличии множества пассажирских поездов, автобусов, самолётов. Проехать на грузовом легко, но мало кто на это способен. Надо долго сидеть ждать, прятаться от охраны и т.п.
В СССР издание романа стало возможным лишь в годы перестройки ближе к 1990-м.
По мнению многих литературоведов, "Чевенгур" является самым значимым и многогранным сочинением Платонова.
А вы читали? Будете? Мнение?