Найти тему
ПоУшиВКино

“Кукушка” (2024, Cuckoo): Чокнутый профессор из баварских Альп

Оглавление

Сценарист и режиссёр хоррора “Кукушка” Тилман Сингер (Tilman Singer) в одном из интервью сказал, что Хантер Шафер (Hunter Schafer), актрису на главную роль, он утвердил на участие в проекте много лет назад, ещё до премьеры сериала "Эйфория". Потом съёмки “Кукушки” были отложены по причине пандемии, но Шафер приобрела фан-базу, благодаря сериалу "Эйфория". И Тилман Сингер был рад, что у его фильма может увеличиться аудитория – поклонники актрисы придут его посмотреть.

Сингер рос на фильмах, которые обычно детям смотреть слишком рано: “Конфискатор” (1984, Repo Man) Алекса Кокса, "Шоссе в никуда" (1996, Lost Highway) Дэвида Линча и “Сияние” (1980, The Shining) Стэнли Кубрика. Своеобразный набор сформировал у Сингера не менее своеобразное видение – “Кукушка” тому яркое подтверждение. В этом фильме не так-то просто разобраться.

Но плюс в том, что сам Тилман Сингер позволяет зрителям трактовать свой фильм как угодно, даже не понимать его можно, потому что в нём есть моменты без ответа.

Постер к фильму "Кукушка" (2024)
Постер к фильму "Кукушка" (2024)

Сюжет

Баварские Альпы, гостиничный комплекс Альпшаттен. Сюда приезжает семья – Луис (Мартон Чокаш), две его дочери (8-летняя Альма и 17-летняя Гретчен), его жена Бет (мать Альмы). Их встречает хозяин комплекса герр Кёниг (Дэн Стивенс), Луис и Бет будут проектировать новый отель для него.

Гретчен (в исполнении Хантер Шафер)
Гретчен (в исполнении Хантер Шафер)

В этой местности абсолютно нечем заняться, потому герр Кёниг предлагает Гретчен (Хантер Шафер) подработку администратором в его отеле. В первый же день Гретчен сталкивается со странными явлениями на территории гостиничного комплекса – в пустом туалете в её кабинку пыталась прорваться какая-то женщина, а одну из постоялиц начало рвать в холле.

И, похоже, только она замечает странность этого места, ей очень хочется отсюда сбежать.

Как устроена вселенная “Кукушки” Тилмана Сингера

Будучи поклонником фильма ужасов “Сияние”, Сингер выбрал старый отель для съёмок, потому что во всех старых отелях “всегда есть что-то зловещее”. Когда он увидел грязное помещение, грозящее вот-вот обрушиться – оно в фильме играет роль вестибюля, – то понял, что это то самое место, которое способно передать ужас к зрителю и погрузить его в атмосферу загадочности и непостижимого кошмара, творящегося в Альпах.

Да, в самом фильме вестибюль выглядит симпатично, но вот то, что происходит вокруг, вызывает тревогу. Даже красота гор и зелени не идёт в разрез постепенно нарастающей тревоге. Источником тревоги является всё это место и герр Кёниг. Странный человек – несмотря на его приветливость, гостеприимство и готовность помочь, ждать от него чего-то позитивного было бы неправильно. В его показном добродушии кроется серьёзный подвох. Периодически он берёт в руки дудочку и исполняет мелодию. Это не любовь к музыке, какая наблюдается у 17-летней Гретчен, это, как выясняется позже, контроль сознания живого существа с помощью аудиосигнала.

герр Кёниг (в исполнении Дэна Стивенса)
герр Кёниг (в исполнении Дэна Стивенса)

Вообще гостиничный комплекс Альпшаттен – место очень пустынное, оно не производит впечатления райского уголка для отдыха. Тут красота природы действует устрашающе, а не расслабляюще – это происходит из-за доносящихся из леса истошных криков (которые, как тоже позже выяснится, являются сигналами биологической матери для детёныша) и из-за женщины в плаще и солнцезащитных очках, которая взялась преследовать Гретчен. Иногда здесь возникают временные петли, и одно событие повторяется по три раза подряд. Так происходит, когда приближается выведенное герром Кёнигом существо.

Что же происходит в Альпшаттен

Гостиничный комплекс Альпшаттен – это не место для отдыха. И неспроста тут очень мало людей, нет автомобилей на стоянке, нет расписания мероприятий, не звучит музыка из громкоговорителей, никто не дежурит по ночам в вестибюле, как это заведено во всех отелях, и за всё время, что идёт фильм, только одна постоялица попыталась снять комнату. И, что важно, этот комплекс не позиционируется как здравоохранительный курорт, но герр Кёниг в первую очередь познакомил семью Луиса с доктором Бонамо, как с очень важным человеком.

Герр Кёниг на самом деле использует гостиничный комплекс в горах как прикрытие для своего безумного проекта по выведению идеальных существ. Эта его деятельность вдохновлена поведением кукушек в сфере рождения детей и последующего их подбрасывания в чужие гнёзда. Кёниг заманивает пары в Альпшаттен, зомбируя их звуком своей дудочки, потом женщина в этой паре оплодотворяется какой-то модифицированной женщиной-кукушкой (выглядит это отвратительно). Она нейтрализует людей с помощью горлового звука, выводящего их из строя и нарушающего их восприятие времени, потом нападает.

Модифицированная женщина (в исполнении Калин Морроу)
Модифицированная женщина (в исполнении Калин Морроу)

Материал-будущий-плод, “подброшенный” спецсуществом Кёнига в матку женщины, потом воспитывается ничего не подозревающей парой. То есть происходит как у настоящих кукушек, которые откладывают яйца в гнёзда других птиц и оставляют своих птенцов на воспитание птицам других видов.

Получается, в Альпшаттен шале, где живут пары, – это импровизированные гнёзда для зачатия потомства, а больница, где правит Бонамо, – это лаборатория, где контролируется эксперимент.

Так, пара Луис и Бет являются частью его проекта. Восемь лет назад они приезжали в его комплекс на медовый месяц, и Бет стала суррогатной матерью для очередного детёныша. Этим детёнышем стала Альма. Возможно, Гретчен интуитивно понимала, что девочка – не её сестра, о чём она уверенно заявляла в самом начале фильма. Она сопроводила свои слова жутким фактом, что Альма имела шанс иметь сестру, но съела своего близнеца в утробе, назвав это синдромом исчезнувшего близнеца. Думаю, это было включено для повышения уровня ужаса, и этот рассказ хорошо вписался в общий контекст.

Так что Луис и Бет приехали в Альпшаттен в действительности для того, чтобы вернуть детёныша в гнездо, а герр Кёниг заманил их сюда благопристойной причиной якобы ему необходимо спланировать новый отель. Но и отель ему тоже может быть нужен на самом деле, потому что Кёниг настроен серьёзно и хочет создать как можно больше идеального потомства, а, значит, ему нужно заманивать больше жертв.

Главная героиня этой истории Гретчен – это помеха, это выбивающееся из общей картины существо. Она одна из двух людей (вторым таким является Генри, чья жена стала жертвой Кёнига), кто замечает странность этого места, и она является раздражающим фактором для своего отца.

У Гретчен умерла мать, Луис забрал дочь в свою новую семью, якобы для всех найдётся место. Но неоднократно Луис даёт ей понять, что Гретчен виновата в приступах эпилепсии у Альмы, что Гретчен доставляет ему неудобства своим поведением и заставляет испытывать стыд перед герром Кёнигом (имеется в виду её выходка с кражей денег из кассы отеля и попытка побега с незнакомкой по имени Эд).

Да, Гретчен вовсе этого не хотела, она была вынуждена покинуть дом в Америке после смерти матери, потому сейчас она – незваная гостья и в отеле, и в семье своего отца. По сути, она подброшена судьбой-кукушкой в уже чужую семью, которая теперь должна её воспитывать. Этот фильм крайне необычный, так что не стоит удивляться, что comic relief тут выглядит именно так.

Если честно, я не понимаю, что именно хотел сказать художник. Но мне немного помогли слова режиссёра, с которыми я готова согласиться за неимением своих мыслей. Тилман Сингер в интервью говорил, что единственное средство от смерти – это форма религии. Под этим он подразумевает не христианство или ислам, а высшее чувство человека – как бороться со смертью. Его способом борьбы может быть любовь сама по себе, а может быть любовь к чему-либо, например, к музыке. В “Кукушке” прослеживается эта его идея в арке Гретчен и Альмы, которую первая стойко отказывалась называть сестрой, а потом не позволила погибнуть.

В итоге ведь Гретчен спасло то, что она сменила холодность к Альме на теплоту, она к ней прониклась (её подкупила попытка Альмы помочь, когда та позвонила матери Гретчен и попросила её позвонить дочери, так как та очень переживает). Тилман Сингер в этом сплочении показывает способ к выживанию и также в этом прослеживается идея мирного сосуществования разных биологических видов.

Птицы
0