Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Фильм "Секретарша". Психологический разбор

В фильме «Секретарша» показана история молодой девушки по имени Ли, которая из гадкого утенка превратилась во взрослую женщину. Но эта история не обычной трансформации среднестатистического подростка, это история про некие отклонения, это история поиска себя через девиантное поведение.

Повествование начинается с того, что главную героиню Ли Холловэй выписывают из психиатрической клиники и она попадает в прежнюю семейную обстановку. Именно с этого момента начинают раскрываться ее особенности как личности, и сразу же демонстрируются проблемы.

В первой части фильма Ли показана, как скромная и наивная девушка, весьма инфантильная. Ее спальня в лилово-розовых тонах просто усыпана различными детскими игрушками. Она не смеет сказать слова против, со всеми и во всем соглашается и не имеет своего мнения (не вмешивается в ссору родителей, все принимает за чистую монету.

Можно предположить, что Ли застряла на уровне развития подростка, хотя является уже взрослой девушкой. Ее манера одеваться, как у ребенка: мешковатая одежда, скрывающая фигуру, разноцветные вещи. Походка, как у девочки-подростка, которая все детство играла только с мальчиками: широкий шаг, втянутые плечи и все она время сутулится.

Ли любит, когда все понятно и предсказуемо, ее пугает неопределенность (как и многих детей), даже в клинике ей было «хорошо», потому что там существовала четкая последовательность повторяющихся действий. Она это также демонстрирует при первом разговоре с адвокатом Эдвардом Греем: «я люблю нудную работу».

Ли стесняется разговоров о сексе, и всего, что с этим может быть связано. В прачечной только под действием алкоголя смогла сказать своему парню, чтобы он не носил узкое нижнее белье, так как «сперма застаивается». Когда мистер Грей стал расспрашивать ее про свидание с Питером, и был ли у них секс, Ли засмеялась дико смущаясь.

Ли настолько закрытая, что не может выразить свои негативные эмоции и переживания, выплеснуть их обычным способом. Со стрессом она научилась справляться, причиняя себе боль и нанося телесные повреждения. Для таких случаев у нее даже есть специальная шкатулка с «инструментами». Кстати говоря, в клинику она попала, потому что слишком глубоко себя порезала, хотя «занималась этим с семи лет», то есть за долгое время она набралась опыта в том, чтобы делать себе больно, но без большого вреда для здоровья.

Однако, в качестве проблемы можно выделить не сам факт того, как Ли справляется с переживанием, а скорее социальную неприемлемость этого метода. Напрямую в фильме никто не осуждает Ли за это, но она живет в обществе, и глупой назвать ее точно нельзя, поэтому даже если не неосознанно она понимает (чувствует), что с ней что-то не так. Текущее положение вызывает у нее еще больший конфликт (видимо такой накал и случился, когда она попала в клинику): общество не приемлет, а по-другому она не может. Но все меняется, когда она устраивается работу к адвокату Эдварду Грею.

Второй главный герой фильма адвокат Эдвард Грей. Про него не так много информации, особенно про его предысторию, но все же в ходе фильма он раскрывается как персонаж и можно выявить некоторые особенности личности и предположить причины девиантного поведения.

Первое, что бросается в глаза, это его «безумный» взгляд. Он одновременно удивленный, испуганный и в тоже время «отсутствующий». Складывается впечатление, как будто бы ребенок что-то натворил, и пытается скрыть это от мамы. Его движения (в купе со взглядом) лишь подчеркивают его «странность» - они резкие, дерганые, неестественные, как будто он что-то в себе подавляет, но тело не дает ему скрыть всю правду.

По мере разворачивания сюжета, становится ясно, что мистер Грей обладает садистскими наклонностями с нотками вуайеризма. Ему нравится поручать Ли унижающие задания, и тайком следить за их выполнением. Как, например, найти документ, выброшенный в мусорный контейнер (подглядывал в окно, а потом отказался от найденного документа), или когда Ли пыталась сама поменять воду в бойлере, облившись при этом. Мистер Грей демонстрирует также чрезмерную педантичность и аккуратность (аккуратно сложенные красные маркеры на его столе или в ряд висящие галстуки в подсобке). При этом он не тот садист, которого мы обычно привыкли представлять себе. В нем есть чувство прекрасного. Так мы видим, что он с тщательной нежностью ухаживает за цветами, но и в это делает по своему: он прокалывает стебель растения шприцом и вводит туда раствор.

Как и Ли, мистер Грей тоже осознавал «неправильность» своего поведения. Это сильно терзало его изнутри, но он всячески пытался сдерживаться, часто прибегая к физическим упражнениям (порой весьма изнурительным), сублимируя свои порывы. Проблема мистера Грея была также во внутреннем конфликте. Он не принимал себя таким, какой он есть, отрицал свое девиантное поведение, что в свою очередь еще больше усиливало «недуг».

Фильм является художественным вымыслом, хотя и не лишен реальности. По счастливой задумке сценариста, главные герои нашли друг друга, они оба нуждались друг в друге. Так сначала мистер Грей, как более опытный увидел в Ли человека, чьи склонности к самоистязанию смогут удовлетворить его потребности в доминировании и подавлении. Делал он это мягко и осторожно, тем самым раскрыв в Ли ее сексуальность. Благодаря мистеру Грею она научилась справляться с напряжением, но уже в сексуальном контексте, забыв про старые методы самоповреждения. Она преобразилась, стала одеваться не как 13-ти летний подросток, а как весьма эффектная женщина. Это отражалось и в ее поведении - распрямила плечи, походка от бедра, уверенность в голосе, стала открыто выражать свою позицию.

Но вскоре мистер Грей отверг Ли. Скорее всего он испугался развития отношений. Во-первых, хотя про это не говорится, но можно предположить, что в подобных играх он мог не заходить дальше, чем уже зашел с Ли, и это его пугало. Вдруг он однажды не остановится? Вдруг об этом станет известно, ведь это же неприемлемо (он все еще не принимает себя). Во-вторых, у него есть печальный опыт предыдущего брака. Как правило, предыдущие неудачи могут оставить неизгладимый след, и страх, что все повторится снова, будет постоянно сдерживать.

Но уже преображенная Ли не собиралась сдаваться, она решает вернуть Грея во чтобы то ни стало. Отношения садист-мазохист всегда являются созависимыми, один без другого не может (даже на физическом уровне), и в фильме это тоже показано. Они оба страдают друг без друга.

Финальная сцена - это некая проверка, распределение ролей в их отношениях. Ли - готова подчиниться любому приказу своего возлюбленного, просидев 3 дня в одной позе. Она не претендует на доминирование, она выбрала свою роль. Мистер Грей, хотя и мучается, принять ли любовь своей секретарши, но все же получает наслаждение от наблюдения за тем, как она подчиняется его воле (подглядывает за ней через окно).

Если говорить о причинах возникновения девиантного поведения у главных героев, то наверняка их определить не получится, т.к. предыстории в фильме практически нет. Однако предположения сделать можно. Главное, на чем можно строить своё предположение, что проблемы начались в детстве, причиной тому отношения в семье.

Мы видим, что Ли живет в дисфункциональной семье, в которой отец страдает алкоголизмом и бьет мать, а мать никак на это не реагирует. Скорее всего такое поведение родителей Ли видела с самого детства, и для нее ссоры и рукоприкладство в отношении матери (может отец и ее бил) были нормой, скорее всего даже проявлением любви. Будучи маленькой она не могла понять, что в таких отношениях что-то не так, просто принимала за данность. Деструктивное поведение отца ассоциативно связывается с проявлением любви (другими словами: бьет - значит любит).

Ли рассказывала, что она начала причинять себе боль в седьмом классе. В этом возрасте помимо физических изменений организма (половое созревание), происходят и изменения психологические, важная задача которых - сепарация от родителей. Сепарации у Ли не происходит, она скорее всего идентифицирует себя с матерью, так как в чем-то принимает ее модель поведения по отношению к агрессии (это способ получить любовь отца): молчать, терпеть, не перечить, свое мнение не высказывать. Каждый эпизод гнева или злости на отца уходит вовнутрь. И все что было накоплено, должным образом не отреагировало вовне, выходит в пубертатном периоде в виде самоповреждения.

Ли надолго застревает в подростковом возрасте во многом благодаря матери. Мать являясь незрелой личностью, самостоятельно справится с отношениями в семье не силах, при этом не обращает внимание на свою дочь, которой нужна помощь. Вместо этого она обращается с ней как с ребенком (привозит и увозит с работы и даже сопровождает её на рабочие обеды, ждет ее целый день в машине). Этот факт тоже может усиливать внутреннее напряжение: телом и разумом Ли уже взрослая девушка, а модель поведения 13-ти летней девочки.

Про семью мистера Грея ничего не известно, но есть один факт в фильме, благодаря которому можно сделать предположение о возможных причинах развития девиантного поведения. В одном эпизоде появляется его бывшая жена - довольно властная женщина, агрессивно настроенная, об Эдварде отзывается, как о слизняке. Примечательно то, что Эдвард ее боится, прячется от нее шкафу, как маленький мальчик. Можно предположить, что подобная модель поведения была в его родительской семье, а именно отношение с матерью. Возможно в его семье мать была эмоционально холодной, требовательной и гневливой. Мать он боится и перед ней испытывает трепет, свои чувства и эмоции не может показывать. Возможно, рос без отца, и мать пыталась играть роль обоих родителей, а может мать просто была тоталитарна. В любом случае Эдвард идентифицировал себя с матерью (роль агрессора), и выход своим накопившимся эмоциям нашел в унижении и доминировании.

Стоит отметить, что профессию мистер Грей выбрал довольно агрессивную (присутствует и защита, нападение). Однако он не может полностью отдаться своим предпочтениям, ему все время нужно их контролировать (также наследие контролирующей матери). Можно предположить, что за ошибки его сильно наказывали, отсюда страх сделать что-то не так (не угодить матери), отсюда педантичность и внимательность к мелочам.

Автор: Потехин Яков Валерьевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru