Найти тему
Книжная дама

Гильермо Мартинес "В последний раз". Отзыв о книге.

Автор и его творение
Автор и его творение

Каюсь, но отличить стиль колумбица Габриэля Гарсиа Маркеса от, например, аргентинских писателейБорхеса или Кортасара – не смогу (не, вру, конечно, Маркеса не спутаешь ни с кем). Но все они для меня - мистическо-таинственная плеяда под общим названием «писатели Латинской Америки». Теперь к ним прибавился еще один – Гильермо Мартинес.

С его творчеством знакома не так близко, как с тем же Кортасаром, но роман «Незаметные убийства», ставший основой фильма «Убийства в Оксфорде», произвёл впечатление.

Книга "В последний раз» тоже, на первый взгляд, таит загадку, достойную великого сыщика. Главному герою, феноменальному литературному критику Мертону, предстоит разгадать, что же такого скрывается в романах всемирно известного писателя (латиноамериканского, разумеется), который пишет, как ему кажется, свой последний роман. Но разгадка в этот раз лежит не в поле человеческих взаимоотношений (хотя там страстей будет с избытком), а в области литературы.

Мертона приглашают в Барселону, где живет этот самый писатель (понятно, что это, скорее, собирательный образ, но Мартинесу, видимо, хотелось показать, что аргентинская литература, имея свой культурный код, неразрывно связана с европейской традицией), чтобы прочесть еще не оконченную книгу, оценить её и разгадать то, чего не увидела публика за многие-многие годы творчества.

Начинается книга с истории самого Мертона, который, в отличие от именитого писателя, так и остался «открытием года», потому что его слишком беспристрастный, отстранённый анализ и привлекал, и отталкивал. Но основным качеством Мертона стала неподкупность. Ни высокие гонорары за статьи и премии, ни возможность рукопожатия воротил литературного бизнеса не могли повлиять на мнение беспощадного критика. Но мир, как известно, жесток, и Мортон оказывается сброшен с литературного пьедестала.

Однако пройдёт всего несколько лет, и самый именитый писатель А. захочет именно его, Мертона, рецензии, чтобы раз и навсегда решить для себя, так ли безнадёжен его читатель, или всё же найдётся хотя бы один талантливый человек, который сумеет понять то пресловутое, что хотел сказать автор.

Мертон отправляется в Барселону, селится на вилле маэстро, читает его книги и рукопись, а заодно оказывается вплетён в клубок непреодолимых и страстных взаимоотношений с женой писателя Морганой и его дочерью. Но, честно говоря, если бы не было этих томно-жгучих отношений, книга бы ничего не потеряла. Допускаю, что самому Гильермо Мартинесу данный сюжетный ход понадобился лишь для того, чтобы среденстатистический читател не заскучал, читаю об изысканиях Мертона в недрах аргентинского классика.

Поиски привели к надлежащему результату (признаться, это было гениально просто, но при этом весьма неожиданно), Мортону удалось разгадать тайный код великого современника, однако это ничего уже не изменило. «Всё пропало!» -шепчет Мортону тяжелобольной мастодонт, и тысячи ошибочных толкований литературного наследия погребли единственный чистый голос.

У книги немного странный финал, который её совсем не портит, потому что даёт понимание, как устроен рынок "высококлассной" литературы, о котором, впрочем, мы и так догадываемся. Чтение было занимательным, хотя не уверена, что когда-нибудь её прочту еще раз. Всё же глубины, на мой взгляд, маловато. А интрига исчезла...

А вы, друзья, какие книги латиноамериканских писателей любите?