Найти тему
Александр Снитовский

За что другие азиатские страны не любят Южную Корею

Военные конфликты между странами. Источник: transcend.org
Военные конфликты между странами. Источник: transcend.org

Чаще всего в основе неприязненных отношений между странами лежит либо историческая подоплека (неразрешенные многолетние конфликты), либо современные недопонимания (политические, экономические или территориальные).

Экономический конфликт. Источник: Иван Шилов /ИА REGNUM
Экономический конфликт. Источник: Иван Шилов /ИА REGNUM

Однако, как оказалось, причиной разногласий между государствами может служить и массовая культура. Так, по крайней мере, азиатские страны объяснили свою коллективную неприязнь к Южной Корее. Современная высокотехнологичная страна с передовыми и зачастую весьма смелыми взглядами на многие вещи, вызвала праведный гнев своих соседей явлением под названием «Халлю», более известным, как «корейская волна».

Халлю или "корейская волна". Источник: mirserpen.ru
Халлю или "корейская волна". Источник: mirserpen.ru

Понятие халлю подразумевает распространение современной культуры Южной Кореи по всему миру, а это, как вы знаете, и K-pop, и дорамы, и манхва – корейские комиксы.

Мировая сенсация K-pop - Big Bang. Источник: YG Entertainment через The Korea Herald
Мировая сенсация K-pop - Big Bang. Источник: YG Entertainment через The Korea Herald

Благодаря халлю в мире резко возрос спрос на преподавателей корейского языка и самоучители; онлайн-кинотеатры массово закупаются дорамами, а типографии не успевают печатать постеры сладкоголосых айдолов.

Манхва – корейские комиксы. Источник: amurobl.tv
Манхва – корейские комиксы. Источник: amurobl.tv

И все это феномен «корейской волны», которая, по мнению других азиатских стран, пагубно сказывается на молодом поколении, поскольку затмевает собой локальные культурные традиции.

Культура халлю. Источник: bbcream.ru
Культура халлю. Источник: bbcream.ru

Вообще Южная Корея давно начала развивать свою так называемую политику «мягкой силы», то есть воздействовать на мировую общественность посредством массовой культуры.

Церемония закрытия Олимпийских игр 1988 года в Сеуле проходит на Олимпийском стадионе в Джамсиле. Источник: The Korea Herald
Церемония закрытия Олимпийских игр 1988 года в Сеуле проходит на Олимпийском стадионе в Джамсиле. Источник: The Korea Herald

Некоторые эксперты полагают, что это началось с 1988 года, когда иностранцы, приехавшие на Олимпиаду, восхитились тем, как преобразился Сеул и как в целом нарастила обороты южнокорейская экономика.

Сеул, река Чхонгечхон, 1960 год. Источник: strategium.ru
Сеул, река Чхонгечхон, 1960 год. Источник: strategium.ru

Недаром ведь ее называют «Чудо на реке Ханган» - резкий экономический рост, за полвека превративший аграрную страну, разрушенную Корейской войной, в процветающую высокотехнологичную экономику.

Сеул, река Чхонгечхон, 2022 год. Источник: pac.ru
Сеул, река Чхонгечхон, 2022 год. Источник: pac.ru

Однако, скорее всего, осознанная политика «мягкой силы» начала формироваться в Южной Корее в 2000-х годах и направлена она была именно на массового потребителя. В отличие, скажем, от той же Японии, которая, открывая свои двери Европе, объявила о своей элитарности и уникальности. Мол, вот у нас есть кимоно, гейши, гравюры, керамика, каллиграфия – смотреть можно, но руками не трогайте.

Японская каллиграфия. Источник: mirjapan.ru
Японская каллиграфия. Источник: mirjapan.ru

А вот Южная Корея сразу заявила о доступности своих культурных ценностей, и несмотря на то, что свое шествие по планете начала именно с Азии, проект Халлю был нацелен, прежде всего, на иностранную аудиторию.

Халлю. Источник: bbcream.ru
Халлю. Источник: bbcream.ru

Любопытно, но само понятие «корейская волна» было придумано в Китае. Первоначально оно включало в себя молодежную музыку, кино и сериалы, но впоследствии аудитория заинтересовалась также и корейской литературой, и живописью, и даже языковыми курсами.

EXO, одна из самых популярных айдол-групп. Источник: ussian.korea.net
EXO, одна из самых популярных айдол-групп. Источник: ussian.korea.net

Для продвижения корейской культуры и повышения интереса ко всему корейскому в принципе в разных городах по всему миру открывались корейские культурные центры. Они располагались в лучших районах, в них организовывались просветительские мероприятия, лекции, курсы. И все это бесплатно. Такой подход, конечно же, не мог не принести свои плоды.

Дорамы. Источник: hallyudorama.com
Дорамы. Источник: hallyudorama.com

Занято еще и то, что многие хиты южнокорейского производства, так как они изначально были заточены под иностранную аудиторию, становились популярными далеко за пределами Южной Кореи, и лишь спустя какое-то время их принимала и родная страна.

PSY. Источник: thestar.com.my
PSY. Источник: thestar.com.my

Так произошло с южнокорейским исполнителем Паком Чжэ Саном, более известным как PSY. Его хит «Gangnam Style» сперва стал мегапопулярным за рубежом, и лишь потом в Южной Корее.

Кадр из клипа на песню «Gangnam Style». Источник: independent.co.uk
Кадр из клипа на песню «Gangnam Style». Источник: independent.co.uk

Подобные истории произошли и самыми известными корейскими режиссерами - Ким Ки Дуком, Пак Чхан Уком, Пон Джун Хо, которые сначала получили всемирно известные зарубежные кинопремии, а уже потом добились признания в Южной Корее.

Кадр из фильма "Весна, лето, осень, зима... и снова весна", реж. Ким Ки Дук. Источник: kinotv.ru
Кадр из фильма "Весна, лето, осень, зима... и снова весна", реж. Ким Ки Дук. Источник: kinotv.ru

Повторюсь: это произошло исключительно из-за того, что весь культурный массовый продукт с самого начала был ориентирован прежде всего на международного потребителя.

Кадр из фильма "Олдбой", реж. Пак Чхан Ук. Источник: lenta.ru
Кадр из фильма "Олдбой", реж. Пак Чхан Ук. Источник: lenta.ru

И это, кстати, тоже одна из причин, почему азиатские страны недолюбливают Южную Корею. Общеизвестный факт, что большая часть азиатов являются приверженцами традиционного жизненного уклада. И даже если они стараются идти в ногу со временем, то в их жизни всегда найдется место привычкам, которым уже ни один десяток лет.

Китайское общество. Источник: Медиакорпорация Китая
Китайское общество. Источник: Медиакорпорация Китая

Азиаты отличаются своим кротким нравом, некоторой стеснительностью, робостью, боязнью обидеть, быть неудобным или доставить кому-то лишние хлопоты.

Японское общество. Источник: rgo.ru
Японское общество. Источник: rgo.ru

«Корейская волна» же полностью перечеркивала все эти принципы, открывая молодежи азиатских стран совершенно другой мир: пестрый, яркий, модный, свободный от стереотипов и рамок.

Поклонница халлю. Источник: forbesindia.com
Поклонница халлю. Источник: forbesindia.com

Понятное дело, что новому поколению такая реальность кажется куда более привлекательной и интересной, нежели та, в которой росли и воспитывались их родители.

Поклонники халлю. Источник: Mokkoji Korea
Поклонники халлю. Источник: Mokkoji Korea

Поэтому азиатские страны с некоторое настороженностью относятся ко всему, что приходит из Южной Кореи, поскольку, будь то музыка, фильм или книга, все это рискует перекрыть собой локальное культурное наследие, традиции и обычаи, которые существовали в той или иной стране многие годы. А ведь это, как вы знаете, является основой общества большинства азиатских стран – по крайней мере, самых мощных из них, Японии и Китая, так точно.

Поклонники халлю. Источник: Scmp.com
Поклонники халлю. Источник: Scmp.com

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!