Чаще всего в основе неприязненных отношений между странами лежит либо историческая подоплека (неразрешенные многолетние конфликты), либо современные недопонимания (политические, экономические или территориальные).
Однако, как оказалось, причиной разногласий между государствами может служить и массовая культура. Так, по крайней мере, азиатские страны объяснили свою коллективную неприязнь к Южной Корее. Современная высокотехнологичная страна с передовыми и зачастую весьма смелыми взглядами на многие вещи, вызвала праведный гнев своих соседей явлением под названием «Халлю», более известным, как «корейская волна».
Понятие халлю подразумевает распространение современной культуры Южной Кореи по всему миру, а это, как вы знаете, и K-pop, и дорамы, и манхва – корейские комиксы.
Благодаря халлю в мире резко возрос спрос на преподавателей корейского языка и самоучители; онлайн-кинотеатры массово закупаются дорамами, а типографии не успевают печатать постеры сладкоголосых айдолов.
И все это феномен «корейской волны», которая, по мнению других азиатских стран, пагубно сказывается на молодом поколении, поскольку затмевает собой локальные культурные традиции.
Вообще Южная Корея давно начала развивать свою так называемую политику «мягкой силы», то есть воздействовать на мировую общественность посредством массовой культуры.
Некоторые эксперты полагают, что это началось с 1988 года, когда иностранцы, приехавшие на Олимпиаду, восхитились тем, как преобразился Сеул и как в целом нарастила обороты южнокорейская экономика.
Недаром ведь ее называют «Чудо на реке Ханган» - резкий экономический рост, за полвека превративший аграрную страну, разрушенную Корейской войной, в процветающую высокотехнологичную экономику.
Однако, скорее всего, осознанная политика «мягкой силы» начала формироваться в Южной Корее в 2000-х годах и направлена она была именно на массового потребителя. В отличие, скажем, от той же Японии, которая, открывая свои двери Европе, объявила о своей элитарности и уникальности. Мол, вот у нас есть кимоно, гейши, гравюры, керамика, каллиграфия – смотреть можно, но руками не трогайте.
А вот Южная Корея сразу заявила о доступности своих культурных ценностей, и несмотря на то, что свое шествие по планете начала именно с Азии, проект Халлю был нацелен, прежде всего, на иностранную аудиторию.
Любопытно, но само понятие «корейская волна» было придумано в Китае. Первоначально оно включало в себя молодежную музыку, кино и сериалы, но впоследствии аудитория заинтересовалась также и корейской литературой, и живописью, и даже языковыми курсами.
Для продвижения корейской культуры и повышения интереса ко всему корейскому в принципе в разных городах по всему миру открывались корейские культурные центры. Они располагались в лучших районах, в них организовывались просветительские мероприятия, лекции, курсы. И все это бесплатно. Такой подход, конечно же, не мог не принести свои плоды.
Занято еще и то, что многие хиты южнокорейского производства, так как они изначально были заточены под иностранную аудиторию, становились популярными далеко за пределами Южной Кореи, и лишь спустя какое-то время их принимала и родная страна.
Так произошло с южнокорейским исполнителем Паком Чжэ Саном, более известным как PSY. Его хит «Gangnam Style» сперва стал мегапопулярным за рубежом, и лишь потом в Южной Корее.
Подобные истории произошли и самыми известными корейскими режиссерами - Ким Ки Дуком, Пак Чхан Уком, Пон Джун Хо, которые сначала получили всемирно известные зарубежные кинопремии, а уже потом добились признания в Южной Корее.
Повторюсь: это произошло исключительно из-за того, что весь культурный массовый продукт с самого начала был ориентирован прежде всего на международного потребителя.
И это, кстати, тоже одна из причин, почему азиатские страны недолюбливают Южную Корею. Общеизвестный факт, что большая часть азиатов являются приверженцами традиционного жизненного уклада. И даже если они стараются идти в ногу со временем, то в их жизни всегда найдется место привычкам, которым уже ни один десяток лет.
Азиаты отличаются своим кротким нравом, некоторой стеснительностью, робостью, боязнью обидеть, быть неудобным или доставить кому-то лишние хлопоты.
«Корейская волна» же полностью перечеркивала все эти принципы, открывая молодежи азиатских стран совершенно другой мир: пестрый, яркий, модный, свободный от стереотипов и рамок.
Понятное дело, что новому поколению такая реальность кажется куда более привлекательной и интересной, нежели та, в которой росли и воспитывались их родители.
Поэтому азиатские страны с некоторое настороженностью относятся ко всему, что приходит из Южной Кореи, поскольку, будь то музыка, фильм или книга, все это рискует перекрыть собой локальное культурное наследие, традиции и обычаи, которые существовали в той или иной стране многие годы. А ведь это, как вы знаете, является основой общества большинства азиатских стран – по крайней мере, самых мощных из них, Японии и Китая, так точно.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!