Точнее, это был не совсем урок труда, ведь по документам это называется "занятием по бытовой адаптации". Ведь дело происходит не в школе, а в нашем любимом специализированном учреждении для детей с особенностями развития, где я сама работаю.
Вообще, я веду творческие кружки и, вместе с другими коллегами-кружковцами, занимаюсь с детками в маленьком кабинете эстетического воспитания.
Однако, в тот раз в нашем кабинете случилось непредвиденное обстоятельство (очередной прорыв горячей трубы, не первый и не последний), и кружковых педагогов экстренно пришлось временно "расселять" по другим кабинетам, дабы не дай бог, ни одно запланированное занятие не пропало.
Мне тогда предложили маленький столик в кабинете труда, на что я с радостью согласилась. Ну, во-первых, мне за радость было пососедствовать с педагогом-инструктором по бытовой адаптации (проще говоря, трудовиком - очень приятной женщиной и интересной собеседницей), а во-вторых, на её занятиях всегда можно наблюдать что-нибудь эдакое, экстраординарное, не укладывающееся в рамки (уже проверено!) - то, на чем можно и строить новые теории, и разрабатывать новые методики. Ну серьёзно!
А уж если на её занятия попадают "нестандартные" ребятишки, то к ней на занятие приходишь как в кино. И там тебя могут ждать и драма, и комедия, и даже триллер.
А какие они - "нестандартные" ребятишки?
Ну, так как мы все-таки находимся в "особом" заведении, то кричащие, дерущиеся, кусающиеся, не понимающие обращенную речь и швыряющие во все стороны предметы детки - у нас считаются как раз абсолютно стандартными! Ну вот классика из классики, каждодневная рутина, которую уже перестаешь замечать.
А вот ребята говорящие, рассуждающие, да еще и к тому же осознающие предмет своих рассуждений - о, вот это как раз самый нестандарт и неформат!
Но, не будем обольщаться: ведь то, что человек что-то там понимает - это вовсе не значит, что он это принимает! Да и характер с воспитанием, а не только особенности развития - влияют на то, как ребенок будет заниматься на уроке (или НЕ заниматься).
В общем, как всегда, обо всём по порядку.
Владик
Мальчик из стационара, 14 лет, ментальные нарушения.
Разговаривает, обращенную речь - понимает прекрасно, с тестами средней сложности - на приёме справился (правда, маме пришлось долго его уговаривать и грозить тем, что не положит ему денег на телефон - в итоге, хоть со скандалом, а справился).
Может и не семи пядей во лбу, но парень очень смышленый, даже слишком. Как говорила наша дефектолог: до того вумный, что прямо аж скулы сводит!
И порассуждать он всегда рад, и в любую беседу вставить свои 5 копеек (между прочим, золотые) он всегда готов, и поучить жизни других - это как здрасьте!
И, между прочим, сам по себе Владик - парень видный, высокий, красивый. На него даже девочки из стационара внимание обращают (правда, до первого же "общения", но не суть).
Официально учится в 6-ом классе обычной поселковой школы (да, пока только в 6-ом!), но, ввиду своего статуса, находится на домашнем обучении.
А некоторые коллеги (не педагоги, кстати, а медработники) - лишь мрачно вздыхают при упоминании о Владике и говорят, что надо было его назвать не Владиславом, а Нарциссом.
Владик на музыкальном занятии
Небольшая группа детей 11-14 лет.
Учат к празднику красивую (и отнюдь не старую) песню о нашей родной стране. Кто как может - а стараются, поют, да и движения рук запоминают, всё как говорит учитель.
Владик - не поёт. И руки скрещены перед собой. И лицо - кисло-надменно-презрительное.
Учитель: Влад, а почему ты сиднем сидишь, когда все работают.
Влад: Я вообще-то такую музыку дома не слушаю. Сфигали я еще это петь буду? Не хочу!
Учитель: Здесь нет такого: хочу не хочу. Я вон вообще на Луну хочу! Но вместо этого работаю, на работе.
Влад: Это ваше дело! А я не собираюсь делать то, что не хочу!
Фу, как грубо!
Знаете, когда я сама в такую ситуацию попадаю, то я сразу представляю двух кукол на своих плечах:
первая - как "собирательный образ" мамочки, защищающей своего ребеночка от произвола персонала
вторая - с лицом суровой "олдскульной" воспитательницы.
И они (куклы) всегда высказывают противоположные мнения (как чертик с ангелом в фильмах).
Дабы мне самой не показаться "ментально-особенной" в глазах других, повторюсь: я их не вижу, а только представляю.
И, в ситуации с учителем музыки, вижу это так!
1-я кукла: Ну чего вы до ребенка докопались? Он же вам ясно сказал, что ему это неинтересно!
2-я кукла: Здесь не кинотеатр, чтобы было интересно! Здесь - программа, занятие! И вообще, для педагога - дело чести остановить зарвавшегося избалованного наглеца!
1-я кукла: Вы просто мотивировать не умеете, вот и злитесь. И вообще, ребенок - не зарвался, а просто выразил своё мнение, на которое он имеет право!
И, как бы ни хотелось учителю музыки дальше гнуть линию куклы номер два, ей дешевле и проще согласиться с первой… Ну, если бы еще занятие было индивидуальное, она, может быть и "додавила" бы Владика, но ведь… в кабинете еще семь человек сидит (поющих!), а семеро, как известно, одного не ждут! Так стоит ли тратить время, силы и нервы?
Владик на оригами (у меня)
Даже удивительно, что он все таки минут 20 - а выдерживает, складывая поделки! Но потом начинает ныть.
Владик: Всё, хватит уже, я устал!
Я: Ты еще до конца не доделал, осталось буквально пару сгибов сделать.
И тут… Владик резко закипает, рвёт свою уже почти готовую поделку на куски, а потом резко - ШМЯК эти обрывки об стол своей длиннющей ладонью! (ппц, аж сердце чуть не выпрыгнуло).
Владик (очень громко): Я же сказал вам, что устал! С первого раза непонятно? Чё вы как та тупая дефектолог меня заставляете?
И я снова кукол на плечах представила!
1-я кукла: Некудышный педагог, справиться не можешь - так оставь!
2-я кукла: Да за такое не грех и хворостину применить, э-эх, чертова гуманная педагогика, одно только горе от нее! А лучше и правда: оставь его, целее будешь.
Владик у дефектолога
Ну, раз уж мы дефектолога упомянули...
Как говорила сама дефектолог, ничего не предвещало неприятности. Просто сидели и решали примеры по программе 5-6 класса по математике.
Нет, ничего неожиданного. Владик тогда тоже остановился на полдороге и бросил ручку на листок.
Владик: Задолбали уже! Устал!
Дефектолог - уговаривает решить до конца хотя бы текущий пример, а Владик - реагирует точно так же, как тогда у меня на занятии: тоже разрывает листок со своей работой. Только обрывки швыряет уже не на стол, не на пол, а в лицо учителю. А учитель - еще спорить пытается, взывает к совести, хахах!
Но… что куклы говорят!
1-я кукла: Ой, да зря вы так! Он мог действительно устать. Не забываем, Влад - особенный ребенок, значит и восприятие у него другое! Для вас - это 10 минут циферки посчитать, а для него - это может быть как 4 часа вагоны разгружать!
2-я кукла: Ага, 4 часа! Время только 9.45! Ребенок за весь день только полтора занятия отсидел, и уже устал, видите ли! Лентяй просто!
1-я кукла: Аааа! Да как вы посмели наговаривать?! Он же особенный, а вы к нему с такими требованиями! Да чтоб тебе самой инвалидкой стать! Даже хуже! Уууу, все тебе проклятья мира, крибли-грабли-кегли, аминь!
А еще дефектолог говорила, что Влад ей "в цвет" сказал, что она якобы похожа на его школьную математичку, которая (подумать только, до чего противная!) "приходит к нему домой аж 3 раза в неделю - и дрючит, дрючит… А вот русичка - та нормальная: придет, тетрадку полистает, оценку поставит и сваливает".
А теперь о главном. О труде!
Итак, как уже говорила, занимаюсь в кабинете бытовой адаптации (типа кухоньки) с милым маленьким ребенком (из-за "санитарных правил" этого кабинета, ребенок занимается не оригами, а пищевыми продуктами - отделяет фасолинки от горошин, смешанных в миске и кладет по отдельным тарелочкам).
А рядом, за большим столом - трудовик с Владиком занимаются!
Ну как занимаются? Трудовик уговаривает Владика 3 картошечки помыть, чтобы потом почистить.
Трудовик: Ну давай уже. Я всё показала, теперь сам пробуй!
Владик: Я не буду этим заниматься! И не собираюсь!
Трудовик: Это почему же? Даже ребята моложе тебя давно умеют картошку варить.
Владик: А я не обязан! У меня МАТЬ дома всё варит!
Трудовик: Ух ты! А если мамы нет дома, а хочется есть?
Владик: Она всегда дома! Она не работает! Пусть бабской работой и занимается. И ваша картошка - это бабская работа!
Трудовик: Значит, готовит только мама. А папа - нет?
Владик: Папа - он на вахтах!
Трудовик: Мммм… Хорошо. А представь, Владик! Когда мамочка постареет, или, не дай бог заболеет и не сможет готовить, как же ты справишься тогда?
Владик: Пока мама постареет, Надька уже вырастет! Она и будет готовить и всякими бабскими делами заниматься!
К слову, Надя - это младшая сестра Владика, и ей сейчас только 5 лет! Только вот сама "Надька" - пока не в курсе, что ей хотят поручить почетную миссию кормления большого брата, а не собственной будущей семьи.
Ну, трудовик и хочет на это как бы намекнуть...
Очень интересно мне стало, сидим с малышом - уши греем...
Трудовик: А вдруг твоя сестра будет жить в другом городе?
Владик: Хааах, кто ей разрешит? И вообще, вы чё, не поняли? Я - инвалид, у меня пенсия. Захочу есть - так доставку закажу! У нас в поселке тоже есть доставка!
Трудовик: А ты думаешь, твоя пенсия такая большая, что можно каждый день еду на дом заказывать?
Владик: Вообще-то, ОТЕЦ у меня хорошо зарабатывает! Побольше вас! Там и мне хватит, и Надьке еще останется. Сами сначала столько заработайте!
Трудовик сидит с такой смесью чувств на лице, будто бы пытается сдержать и смех, и слёзы, дергает и глазами, и уголками губ, мысленно наматывая Владиковы кишочки на люстру…
А я - снова кукол представляю:
2-я кукла: Ах тыж, такой-растакой! Да я б на месте твоего "вахтового" папы, если бы услышала такие речи - сразу бы тебе твое красивое личико начистила!
1-я кукла: А ведь парень-то прав! Если ты сама не можешь нормально зарабатывать, как папа этого Владика, сама перебиваешься от з\п до з\п - чему ты полезному для жизни можешь научить? Картошка? Ха!
Ну, мои-то куклы - выдуманные, так, чисто для забавы, для осмысливания ситуаций (что-то в духе сказкотерапии)…
А вот Владику, как мы думаем (не с куклами, а с коллегами) - о его привилегированном положении и непроглядных правах небось напел кто-то живой и настоящий! Да так напел, что теперь все эти установки из парня во веки веков не вытащить!
Только жалко маму. И Надьку.
А вам, дорогие читатели, пусть любой труд приносит радость и приятную отдачу.