Генеральный директор — ключевая фигура в компании, но даже его можно уволить, как и любого другого сотрудника. Однако для этого необходимо строго следовать определённой процедуре, предусмотренной российским законодательством.
Сначала внутри компании проводится собрание, на котором объявляется об освобождении текущего генерального директора от занимаемой должности. На этом же собрании избирается новый руководитель. Все изменения фиксируются в Едином государственном реестре юридических лиц.
Собираем всех участников процесса в одном месте
Начальник, который решил уволиться, может сам собрать участников компании на собрание. Если же он не хочет этим заниматься, задачу можно поручить одному из участников ООО.
Перед началом собрания необходимо зарегистрировать всех участников. Во время собрания участники должны соблюдать протокол, то есть фиксировать процесс, голоса, решения и результаты голосования. Именно эти вопросы должны быть на повестке дня.
Сменить или уволить текущего генерального директора можно только большинством голосов. Однако в уставе организации может быть предусмотрен другой вариант. Например, можно изменить ситуацию единогласным решением или большинством.
Собрание предполагает учёт всех действий, поэтому потребуется протокол в нескольких экземплярах. Этот документ нужно будет зарегистрировать в Едином государственном реестре юридических лиц и отправить в банковское учреждение.
На собрании может присутствовать только один участник, который будет принимать решение. Однако голосование может быть отменено, поскольку всё зависит от одного человека.
Если собрание будет проводиться с одним участником, протокол собрания необходимо заверить у нотариуса. Альтернативным решением может быть подписание протокола всеми участниками собрания, если это прописано в уставе организации. Однако эксперты рекомендуют всё же удостоверить решение у специалиста и внести этот способ в устав компании, чтобы избежать рейдерских захватов.
Для налоговиков нужно подготовить пакет документов
Если в компании меняется руководство, то для регистрации этих изменений в налоговой службе необходимо предоставить следующие документы:
* заявление по специальной форме;
* протокол или решение (если в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены изменения, то протокол можно не предоставлять, но налоговая инспекция просит приложить к документам решение);
* решение о назначении нового руководителя компании.
Важно, чтобы документы были предоставлены именно новым руководителем компании, иначе процесс регистрации будет приостановлен и в регистрации будет отказано.
Перед отправкой заявления документ необходимо заверить у нотариуса — подпись руководителя должна быть удостоверена нотариусом. Однако, если документы подаются в электронном виде с электронной цифровой подписью, то заверять подпись у нотариуса не нужно. На документе должна быть цифровая подпись нотариуса, а не личная. В противном случае в регистрации будет отказано, так как налоговые инспекторы не доверяют этому способу и не могут определить, была ли смена руководства законной или это просто захват.
Для заверения подписи директора у нотариуса понадобятся следующие документы:
* устав организации;
* документы о создании компании и изменениях в деятельности;
* выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
* идентификационный номер налогоплательщика.
Также стоит отметить, что нотариус может попросить заявителя предоставить все документы по компании, включая учредительные справки.
Как происходит регистрация?
В каждом регионе есть своя налоговая инспекция, поэтому перед подачей документов необходимо уточнить информацию. Именно туда нужно отправить пакет документов для смены руководителя компании.
Подать документы может сам генеральный директор или его представитель. Срок регистрации документов составляет одну неделю или семь рабочих дней. После этого налоговая инспекция примет решение о регистрации или об отказе.
Если отказано в регистрации документов
Отказ в регистрации пакета документов может быть вызван технической ошибкой. Многие заявители допускают ошибки при заполнении документов. Даже небольшая опечатка в номере паспорта может послужить причиной отказа.
Также отказ может быть связан с тем, что паспорт не был заменён. Например, в 45 лет необходимо заменить паспорт, и если заявитель этого не сделал, ему будет отказано в регистрации. Кроме того, иногда паспорт не совпадает с данными, которые правоохранительные органы передают налоговой службе.
Однако эту проблему можно решить, получив справку в паспортном столе, которая подтвердит действительность паспорта.
Ещё одна причина отказа в регистрации — отсутствие действующего Идентификационного номера налогоплательщика у директора компании. В этом случае можно воспользоваться базой данных Федеральной налоговой службы для получения необходимой информации.
Что необходимо сделать после смены начальства?
Первое, что необходимо сделать, — это принять на работу нового директора. Для этого участники должны своевременно издать приказ о назначении его на должность. Если в компании нет своего главного бухгалтера, то обязанности главбуха могут быть возложены на нового руководителя.
Также следует оформить документы в банке на генерального директора, а при необходимости — получить электронную цифровую подпись. Не забудьте о кадровых документах: СЗВ-ТД, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.
Всех контрагентов нужно уведомить о том, что в компании работает новый генеральный директор.
Кадровые вопросы
**Увольнение генерального директора**
Вы можете уволить генерального директора даже в том случае, если его полномочия, указанные в уставе, ещё не истекли и нет никаких нареканий к его работе.
Если у генерального директора нет дисциплинарных проступков и недочётов, то при увольнении ему необходимо выплатить компенсацию. Её размер должен быть не ниже трёхкратного среднего заработка за месяц.
Обратите внимание, что нельзя уволить генерального директора, если он находится на больничном, в отпуске или в состоянии беременности.
Право на увольнение «генерального» есть не только у действующего участника, но и у нового владельца компании. Если вашу компанию купят, новый владелец сможет расторгнуть трудовые отношения с главой фирмы.
Также менеджер может уволиться самостоятельно, так как он является наёмным сотрудником.
С новым руководителем необходимо оформить трудовой договор. Работа в статусе главы организации без трудового договора запрещена. Если вы являетесь единственным участником ООО, то вы должны поставить свою подпись на документе. Если есть другие учредители, то подпись ставит избранный председатель общего собрания.
В документе о трудоустройстве можно указать срок полномочий, если они указаны в уставе предприятия. В остальных случаях заключается бессрочный договор.
Прежнему директору после увольнения предстоит решить, чем заниматься дальше. С новой работой ему поможет Совкомбанк.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!