Стране нужны инженеры, физики, химики, биологи, математики. Об этом говорят много в контексте нехватки учителей по естественным и точным дисциплинам. Проблемы современной школы широко известны. Самые распространенные - это низкие зарплаты и высокая бюрократическая загруженность. Они порождают отказ выпускников педагогических вузов от работы в общеобразовательных учреждениях. Но стране нужны специалисты указанных направлений и сейчас и на перспективу. Как быть? О том, как можно привлечь учителей в школу я писала. Но задержатся ли они там - вопрос отдельный. Эта статья не про школы.
На мой взгляд, проблему восполнения нехватки специалистов в области точных и естественных наук, инженеров можно попробовать решить другим путём. А именно через дополнительное образование. При чем открывать кружки и центры по естественным и точным наукам надо, в первую очередь, в малых городах и поселках.
Одна из школ программирования вела уроки онлайн на базе поселковой школы по госпрограмме. Директор рассказала о высочайшей мотивации к обучению учеников. Надо отдать должное и учителю, занимавшемуся с детьми с огромным энтузиазмом. В то же время ученики в крупных городах особого рвения не проявляли. Складывалось впечатление, что там обучение больше интересовало родителей, чем детей. Мы обсудили нюансы и пришли к выводу, что дети больших городов чересчур избалованы возможностями. У них есть выбор различных курсов, кружков, мастер-классов. В то время как у детей из глубинки таких возможностей нет. Поэтому им интересно всё, до чего есть возможность "дотянуться".
Вот на таких детей и надо делать ставки, продумывая программы дополнительного образования для них. Конечно, обучение должно быть бесплатным, потому что доходы родителей вряд ли позволят оплачивать какие-то курсы.
Частное образование самостоятельно в глубинку не пойдёт. Хотя предприниматели в сфере образования точно смогли бы предложить интересные курсы и кружки. Государство не может навести порядок в школе, поэтому доверять ему ещё и дополнительное образование - это убить идею в зародыше. Так что же делать? Финансировать за счет бюджета частные проекты. Минпросвещения должно оказывать всяческое содействие: позволять размещать рекламу в школе и использовать кабинеты для проведения занятий (потому что иных помещений в малом населённом пункте может и не быть). Самое главное, что такие курсы и кружки должны проводиться в живую, а не дистанционно. Этому надо способствовать. На них преподаватели должны заинтересовать естественными и точными уроками, влюбить в них. По результатам прохождения курса могут выдаваться сертификаты. И хорошо бы было, чтобы их обладатели имели какие-то преимущества при поступлении в профильные вузы.
Выпускникам педуниверситетов идея работы в системе допобразования может прийтись по душе. Уже сейчас некоторые идут сразу после вуза в частное образование. В педуниверситетах учатся молодые люди из малых городов. Вариант работы дома в системе частного допобразования их вполне может заинтересовать. По крайней мере, я встречала таких студентов. Они были бы рады вернуться в свои посёлки и городки, если бы там была возможность работать не в муниципальной школе.
Как вы считаете, это жизнеспособная идея в условиях деградации массового образования? Смогли бы мы таким образом взрастить химиков, физиков, математиков и биологов?