Тренд на инклюзию — важная тенденция современного образования. Но всегда ли она идёт на пользу глухим и слабослышащим детям? Объясняет Ирина Леонидовна Соловьева, сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.
Когда инклюзия возможна?
Обучение в инклюзивной среде имеет смысл, когда у ученика есть возможность быть в ней успешным. Это налагает определённые обязанности как на самого ребёнка и его родителей, так и на образовательную организацию.
В условиях организации адекватного психолого-педагогического сопровождения всей линии непрерывного инклюзивного образования и комфортной семейной среды как неслышащему малышу, так и ребенку с кохлеарным имплантом необходим долгий путь слухоречевой реабилитации. Для того, чтобы слышащий ребенок стал полноценным пользователем словесной речи, носителем языка с позиции функциональной грамотности, он должен заниматься и в саду, и дома.
Глухой ребенок должен стать носителем родного языка, владеть к школе словарем в объеме от 1 до 3 тысяч слов (при этом он проигрывает здоровому ровеснику, активный словарь которого насчитывает уже более 5 000 слов), быть готовым к созидательному ежедневному труду по формированию словесной речи.
Инклюзивная школа должна иметь команду специалистов для организации адекватного сопровождения обучения детей в процессе сетевого взаимодействия со специальной школой.
Только каждый четвёртый ребёнок, прошедший через кохлеарную имплантацию, успешен при образовании в обычной школе. В Мельбурне я была на занятиях с девочкой, имплантированной на третий день жизни, с высоким IQ. Но всё равно она требовала, чтобы педагог повернулась к ней лицом. Без чтения с губ коммуникация для нее оставалась проблемной.
Родители берут на себя организацию сопровождения самостоятельно или в частном порядке. Дело не только в настройках слухового аппарата или кохлеарного имплантата.
Почему слухопротезирование – не панацея
В подавляющем большинстве случаев после кохлеарной имплантации послеоперационный период проходит штатно, настройка процессора — тоже. Но развитие речи ребёнка напрямую зависит от того, были ли созданы условия для организации интенсивного коррекционно-развивающего психолого-педагогического сопровождения в дошкольных группах и в семейной среде, причём семья — важнейший ресурс этой титанической работы. Успеха достигают только те семьи, которые осознают свою ответственность.
Во многих семьях глухих жестовый — второй язык общения. Он может способствовать описанию семейных событий, их эмоциональной оценке. В семье слышащих родителей более популярны будут видеоряды, создания комиксов и серий картин – «дневника выходного дня». Приветствуются смешанные варианты.
Многие глухие родители хорошо осознают и помнят поддержку своих родителей, их участие в коррекционно-развивающей домашней работе. Они, в том числе благодаря опыту старшего поколения, стараются насытить жизнь своих ребят интересными событиями, которые описывают в дневниках, фото- и видеоматериалах. Речь таких детей образная, содержит подлежащие, дополнения и обстоятельства, их фразовая речь включает предлоги, причастия, наречия. Есть успехи и в семьях слышащих родителей, однако это редкость. В таких случаях помощь сурдопедагога на дошкольном и тем более школьном этапах неоценима.
В чём плюсы специализированной школы
Многим детям с кохлеарной имплантацией на ПМПК дают заключения на обучение в специальной школе. Эта тенденция сохраняется и в мировом пространстве. Дело в том, что именно слух как природный сенсибилизатор, определяет стратегию пренатального развития ребенка, и начинает активно действовать с 13 недели беременности. Его отсутствие имеет большое влияние на все развитие ребенка. Статистика показывает, что неслышащим детям после КИ не всегда доступно цензовое образование.
В современной специальной (коррекционной) общеобразовательной организации для обучающихся с нарушениями слуха, как правило, в классе от 15 и более детей с кохлеарными имплантами. Специальная школа поддерживает коммуникативно-деятельностный подход, черпает из семейных событий лексику и фразеологию, эмоциональную оценку событий, среди которых главное место занимают именно «житейские понятия».
Специальная школа имеет все преимущества по опыту подготовки неслышащих обучающихся к ГИА, ЕГЭ, так как еще в начальной школе создает специальные условия для непрерывного образования.
В 2011-2021 годах я была в ООБФ «Российский детский фонд» научным руководителем программы по социализации, интеграции в доступную среду и ранней профориентации неслышащих детей». Ребята с кохлеарной имплантацией из разных регионов приезжали на 10-дневную программу реабилитации, которую вели сурдопедагоги, психологи, сурдологи. Выяснилось, что у многих ребят сохраняются проблемы со словесной речью: с накоплением активного и пассивного словаря, грамматического строя, им по-прежнему необходимы специальные условия как в школе, так и дома для формирования коммуникативной деятельности. Объем словарного запаса у некоторых детей к 10 годам был не более 500 слов.
Функциональная грамотность для глухого школьника — это способ передачи словесной информации устно и письменно, «внутренняя речь». По сути, это отражение мышления. Высшая форма внутренней речи — появление языкового чутья, поэтическое творчество. Для школьника это очень важная часть языкознания, позволяющего обеспечить непрерывность школьного и вузовского образования. Умение составлять тексты, задачи, сказки, — составная часть огромной работы, осуществляя которую, неслышащий школьник действительно, а не формально становится носителем русского языка.
Если вопросы абилитации во многом решает процесс формирования у неслышащего ребенка восприятия и воспроизведения устной речи, то реабилитация глухого человека возможна только через систему непрерывного образования, где важно обозначить соотношение речевых средств, то есть словесной (устной, письменной, дактильной) и жестовой речи, их конкретной роли в ранней, дошкольной, школьной, профессиональной ступенях обучения. С учётом успехов великих глухих опыта почетных членов Всероссийского общества глухих, опыт собственной работы с глухими студентами, знаю, что это возможно.
Специальная коррекционная образовательная организация глухих и слабослышащих обучающихся — это не приговор, а путёвка в будущее, в котором ребёнок будет планомерно развиваться, а не пытаться догнать одноклассников, находящихся в заведомо более выигрышном положении.
Разумеется, каждый случай индивидуален, и есть глухие дети, которым по плечу обычная школа. Но не нужно пробиваться в неё любой ценой. Прислушивайтесь, пожалуйста, к заключениям ППМК, это — в интересах ребёнка.